Петро-Павловский собор Город Петропавлоск

Митрополит Александр
Патриарх Кирилл
Архиепископ Владимир

Святой праведный Симеон, верхотурский чудотворец

Главным небесным заступником Уральской земли считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого Симеона в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Жизнь его сводилась к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучение, благой совет. И нередко в том доме, где пребывал «грамотный портной», кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей.

Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке , безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И не редко по существу исцелял больного. Меркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Стретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третих – и это очень поражало и служило примером людям, - Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам – заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время. Умер Симеон Верхотурский в 1642году и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила.

Само же чудотворство начинается после смерти св. Симеона. Спустя 50 лет после смерти Симеона гроб с нетленными останками праведника стал восходить из земли. От мощей шло благоухание, и вскоре были замечены первые случаи чудесного исцеления от мощей Симеона. Впоследствии из могилы Симеона Верхотурского забил источник со святой водой. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского.

До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно. Известно, что праведного Симеона очень почитали члены Царской Семьи, которые имели у себя его икону и в трудных случаях молитвенно обращались к нему за помощью. В 1914 году именно будущие Царственные Страстотерпцы пожертвовали к мощам прав. Симеона резную серебряную сень, для торжественной встречи которой был организован величественный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, продолжавшийся почти 20 дней. 24 мая 1914 года несколько тысяч паломников, пройдя пешком более 350 километров, вступили в старинную столицу Урала. А чуть позже, в июле того же 1914 года, Свято-Николаевский монастырь посетила великая княгиня Елизавета Феодоровна.

В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.

В советское время мощи были поруганы, источник в Меркушино засыпан. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди стали приходить для поклонения святыне, для молитвы. Поэтому вскоре мощи были отправлены в Екатеринбург и выставлены сначала в Ипатьевском доме, а затем убраны в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании собора Александра Невского. В годы советской власти стройный архитектурный ансамбль села Меркушино, состоящий из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: в 1931 году был взорван Михаило-Архангельский собор, в 1945 разобрана на кирпичи галерея, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. В наши дни вновь множество богомольцев стекается к мощам Симеона в Верхотурье, к чудотворному его источнику в селе Меркушино.  

С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора. В августе 2004 г. правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников. В Меркушино постоянно проживает около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев. 

По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв. 

 

О нашем храме

К началу XX века в Петропавловске имелось семь православных церквей, построенных в разные годы: Петропавловская Крепостная (1766), Покровская казачья (1803-1822), Васильевская Старокладбищенская (1847-1851), Вознесенский собор (1865-1870), Покровская Тюремная (1887), Всехсвятская Новокладбищенская (1890-1894) и Мариинская железнодорожная (1899-1900). Как правило, храмы строились на местные средства, иногда на государственные средства или на деньги из казны Святейшего Синода. В Петропавловске на средства прихожан были построены два храма - Петропавловская Крепостная и Покровская казачья. Другие - Васильевская, Вознесенский собор, Покровская Тюремная и Всехсвятская были возведены на иждивение петропавловских купцов и представителей купеческих семей - Хлебниковых, Зенковых, М. Глазковой, В. Захарина, Мариинская церковь на железнодорожной станции Петропавловск построена Управлением Западно-Сибирской железной дороги на средства Фонда имени императора Александра III. Фонд был создан в 1894 году специально для сбора средств на строительство церквей и школ вдоль линии Сибирской железной дороги.