ВРЕМЯ И МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА

  1. Таинство Елеосвящения совершается в нашем храме в период Великого поста по средам начиная со 2 седмицы. 
  2. Для участия в Таинстве следует подойти в храм и записаться в церковной лавке. Одежду желательно выбирать с открытым воротом для удобства семикратного помазования. При себе необходимо иметь чистый небольшой платок для утирания.
  3. Чин Елеосвящения совершается в течение 60-90 минут в зависимости от числа соборующихся. Немощные имеют возможность собороваться сидя на скамье.
  4. Прочие вопросы можно разрешить в церковной лавке.

Таинство Елеосвящения — есть Таинство, когда при помазании тела елеем, болящему человеку даруется Духом Святым исцеление для пребывания в Церкви со Христом в единстве с Народом Божьим.

Не все без исключения болезни — непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.

В Елеосвящении Церковь приходит к одру болящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала свои возможности. Церковь приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа.

В христианстве болезнь рассматривается как более «нормальное», более «естественное» состояние человека, чем здоровье, ибо в этом мире смертной и изменчивой материи страдания, скорбь и болезнь — обычные условия жизни. Больницы, лекарства и медицинское обслуживание, безусловно, нужны, но только как исполнение христианского долга милосердия. Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление — следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье — высшее благо, но потому, что это явление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно к Богу.

КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Таинство Елеосвящения есть священнодействие, в котором при семикратном помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая недуги душевные и болезни телесные.

Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором священников, с полным числом семи. Таинство Елеосвящения может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем.

ВИДИМАЯ СТОРОНА ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

  1. семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.
  2. молитва веры, произносимая священником при помазании болящего.
  3. возложение на главу больного Евангелия письменами вниз.
  4. разрешительная молитва от грехов.

НЕВИДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ БЛАГОДАТИ БОЖЬЕЙ В ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

  1. больной получает исцеление и подкрепление к перенесению болезней.
  2. ему прощаются забытые и неосознаваемые грехи.

В этом мире всегда будет страдание, хотя бы и сведенное до минимума усилиями человеческого разума, однако Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28); и призывает: «мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33). В страданиях Богочеловека в сем мире не только обрело смысл все человеческое страдание, но больше — оно стало знамением, таинством, провозвещением, пришествием победы. Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо «Христос воскрес, и жизнь воцарилась».

В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом.

ВОПРОСЫ

Что это значит, если после Соборования не наступает видимого исцеления?

Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Так оно всегда и бывает. Милостив Бог и Он не оставляет нас, доколе не сокрушит сердец или костей наших. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования отчасти сродни таинству Покаяния.

Прощение каких грехов получает человек в Таинстве Елеосвящения?

Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Часто ли следует Собороваться?

Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году в Великий пост, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Правда что Собороваться надо только перед смертью?

Собороваться нужно во время болезни, а не перед смертью. Традиция смертного Соборования есть пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления, а не для препровождения «в жизнь вечную».

Когда таинство Елеосвящения совершается в домашних условиях, то какие необходимо сделать приготовления?

В комнате больного, перед иконами, необходимо поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол поставить блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу установить сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водрузить (воткнуть) семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей. В отдельных сосудах расположить на столе чистый елей (оливковое, подсолнечное, кукурузное и пр. масла) и немного красного вина. На тот же стол положить святое Евангелие и Крест.

Что делать с веществами, которые остались после Таинства Елеосвящения?

Оставшиеся после совершения таинства палочки, пшеницу и елей сжигают в церкви в жаровне, где приготовляется фимиам к каждению. Остатки святого елея можно возжигать в домашней лампаде перед иконой. Практикуемое в некоторых местах омовение святого елея с помазанных членов больного или употребление его в пищу не имеет никакого канонического основания.