С точки зрения христианства, каждая семья — это «малая церковь», в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Поэтому вполне понятно, какое большое внимание апостолы и их преемники всегда уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости.

Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, добавляет: «Тайна сия велика», и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью (Ефес. 5:31-32). Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. Поэтому муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя семьи.

«Мужья» — говорит апостол Павел, — «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5:22-23). Поэтому супруги обязаны хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа не только общества, но и Церкви Христовой. В здоровой семье формируются будущие члены общества и верующие благочестивые христиане.

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.

Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.

Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.

День Венчания:

— для невест — выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни  женского месячного очищения Таинство Венчания не производится;
— выбранная вами дата должна быть заранее согласована со священником:
• для этого потребуется подъехать в Храм и лично обсудить все имеющиеся вопросы;
• время Венчания также оговаривается;
— Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
— по предварительному согласованию со священником вы можете украсить Храм цветами;
— фото и видеосъемка — 1 человек (или фотограф или видеосъемка), заранее оговаривается.

Для таинства Венчания необходимо:

— предварительное собеседование со священником;
— Венчальную пару икон — Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;
— Венчальные свечи — продаются в Церковной лавке;
— рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или розовое (для постилания под ноги).
Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
— обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.

Обязательные требования для венчающихся:
— пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
— постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза
это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению брака, заключенного перед Господом;
— «Крест Господа» — в семейной жизни – это ваша любовь, смирение, уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:
— должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения
Церковь освятить не может;
— не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
— не могут состоять:
• в кровном родстве — вплоть до четвертой степени родства (т.е., например, с троюродным братом
или сестрой);
• в духовном родстве:
— если желающие вступить в брак являются крестным и крестной у одного и того же человека;
— если вы желаете вступить в брак с вашим крестником или крестницей;
— если вы желаете вступить в брак  с вашим крестным или крестной;
— должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего
богослужения);
— прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия – 8.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
— должны быть с нательными крестиками.

Желательные требования для венчающихся:
— за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
• постом — воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если супружеская жизнь уже имеет место — воздержание от брачных отношений;
• и молитвами — к домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению);
— жених и невеста должны иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.

Требования к свидетелям.
— оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
— свидетелями не могут быть родители венчающихся;
— свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
— свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще не могут приступать к Церковным Таинствам.

Некоторые особенности одежды невесты:
— у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
— плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
— платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
— косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве.
— т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

Возраст венчающихся:
— нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
— в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Но, Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся на склоне лет.

Церковь не освящает союз между или с:
— иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульмане). Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православномтаинстве, каким является венчание.
 некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
— атеистами;
— людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
— людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно  проявлять свою волю.

Возможные варианты для Венчания:
— в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
— православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком синославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и
воспитаны в Православии.

Ограничения на освящение брачного союза Церковью:
— если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для церковного брака добавляется еще и условие благословления архиерея на новый брак;
— Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае – впервые);
— лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Вступление в брак с духовным лицом:
— если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
— вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Повторное Венчание допускается:
— если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
— у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания:
— Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
— по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только
— женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
— все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
— если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии, пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме, где совершается молитва;
— по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и смеха.

Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?

Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

Родительское благословление (в соответствии с традициями).
— жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
— при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку — иконой Пресвятой Богородицы;
— молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
— вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
— иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
— если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
— если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
— в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?
— с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
— за Венчанием последует супружеская ночь;
— т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
— при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения:
— Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
— Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
— Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
— Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
— Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
— Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания:
— Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
— Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) — подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
— Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
— Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
— По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
— Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословлением жениха и невесты.
— По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви — значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.
— Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
— Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
— После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
— Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее
кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
— Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.


— Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
— Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
— Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Это суеверные утверждения, не относящиеся к Православной вере:
— младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
— нельзя Венчаться будучи беременной;
— нельзя сочетаться браком и Венчаться в високосный год;
— упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
— тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
— тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
— нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться».

«Венчальный» календарь на 2016 год.

ВНИМАНИЕ!!! Календарь венчания создан в справочных целях и может содержать неумышленные неточности, кроме этого он не учитывает храмовые праздники конкретной церкви (в разных храмах – это разные даты), прежде чем выбирать дату окончательно – посоветуйтесь с Вашим священником!

Таинство Венчания не совершается:
— во вторник, четверг и субботу в течение всего года
— накануне двунадесятых, храмовых и Великих праздников
— в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского
— в продолжение Святок, с 7 января по 18 января
— в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы и в Неделю сыропустную
— в течение Пасхальной (Светлой) седмицы
— в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября
— также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

Венчаться можно:
зимой от Крещения до Масленицы,
весной – начиная с первого воскресенья после Пасхи («Красная горка»),
летом – период между Петровым и Успенским постами,
осень – все разрешенные дни, кроме постных и предпраздничных дней.