Сегодня 30.11.2025, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Свт. Григо́рия Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266–270)Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:1–8 (зач. 70). Лит. – Еф.2:14–22 (зач. 221). Лк.10:25–37 (зач. 53).

От Луки святое Благовествование

Picture background

12.16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

12.17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

12.18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

12.19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

12.20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

12.21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В Палестине жители часто приходили со своими неразрешимыми спорами и тяжбами к уважаемому раввину. Однажды приступил ко Господу некий человек и просил, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. И хотя Господь не хотел вмешиваться в спор из-за денег, эта просьба послужила Ему поводом поведать Своим последователям о том, как им следует относиться к материальным ценностям.

Предостерегая от недуга любостяжания, то есть излишнего попечения о богатстве и приобретении земных благ, и подчеркивая, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами, но прежде всего искать Царствия Божиего, Господь рассказывает притчу о безумном богаче.

Богатство этого человека заключалось в изобилии земных плодов. У него было много плодородной земли, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Думая о том, что же делать со всем этим урожаем, богач рассуждал так: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? (Лк. 12, 17).

Нисколько не помышляя о будущей жизни, он думал лишь о том, как бы использовать свои богатства для наслаждений в этой, земной, жизни. У него не было мыслей о Боге и о духовной жизни. Все его мысли сводились к следующему: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19).

Такой образ мыслей вовсе противоположен нормам христианской жизни. Вместо самоотречения этот человек жадно стремился к самоутверждению; вместо того, чтобы поделиться с людьми, он пытался сохранить то, что у него было в изобилии.

Думая лишь о настоящем моменте и ограничивая все свои планы одной лишь земной жизнью, богач и не подозревал, что наступит последний день этой жизни и ему даже не придется насладиться собранными сокровищами. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20).

Таков путь и таков конец всякого человека, уповающего на земное богатство. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключаются в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Действительно, Спаситель никогда не осуждал пользование земными благами как дарами, ниспосылаемыми Богом. Он призывал к тому, чтобы мы не считали себя хозяевами и полновластными распорядителями этих благ, но признавали эти блага Божиим достоянием. Себя нам следует считать только управителями, приставленными к этому достоянию, обязанными управлять им согласно с волей Божией, дабы исполнять заповедь Господа о любви к ближним и творить им благо.

Мы же будем помнить, что вместо того, чтобы собирать земные богатства для себя, нужно богатеть в Бога, то есть заботиться о снискании вечных, нетленных богатств, добродетелей, которые можно приобрести, лишь расходуя земные богатства не для собственного удовольствия и наслаждения, а для совершения добрых дел всякого рода.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь воскресный, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

Святитель Григорий Чудотворец 

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье и получил прекрасное образование. Смерть отца стала для него началом религиозного поиска, он впервые обратился к истинному и спасительному Слову.

Для совершенствования образования он вместе с братом отправился в крупнейшую юридическую школу на Востоке. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, который основал здесь богословскую школу. Ориген познакомил их не только с лучшими образцами античной философии, но и с учением Евангелия.

Спустя 5 лет Григорий возвратился в Неокесарию, где продолжил изучать философию и Священное Писание. Святой отказался от деятельности в миру. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий хотел остаться в уединении до конца своих дней, но около 245 года он был рукоположен во епископа Неокесарийского. Епископ Федим рукоположил святого во епископа заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов.

Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия.

Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, - по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 - 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа.

Мощи свт. Григория Чудотворца

Правая рука и другие частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука — в Большом Метеорском монастыре. В Греции частицы мощей Григория Чудотворца хранятся в монастыре вмч. Пантелеимона (Афон), в монастыре первомч. Стефана (Метеоры) и многих других. Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе Святого Петра в Риме. В Москве частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме свт. Григория Неокесарийского на ул. Б. Полянка.

ТРОПАРЬ

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления, но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

КОНДАК

Чудес многих прием действо, / знаменьми ужасными демоны устрашил еси / и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие, / чудотворец же именуешися, // звание от дел прием.

Великий архиерее, теплый наш заступниче святителю Григорие, моли Бога о нас!