Сегодня 12.10.2025, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Обре́тение мощей свт. Иоа́нна (Максимо́вича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1993), Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:1–10 (зач. 63). Лит. – 2Кор.9:6-11 (зач. 188). Лк.6:31–36 (зач. 26). Прп.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Лк.6:17–23 (зач. 24).

От Луки святое Благовествование

Picture background

6.31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

6.32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

6.33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

6.34. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

6.35. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

6.36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Сегодняшний евангельский отрывок передает нам ту часть Нагорной проповеди Спасителя, которую мы смело можем озаглавить как «Слово о бескорыстии в делах любви».

Этими простыми словами Господь устанавливает важные нормы поведения для каждого христианина, первая из которых звучит так: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31).

Иисус Христос устанавливает золотое правило: делать для других то же, чего мы сами от них ждем. И действительно, суть христианской жизни заключается в том, чтобы с усердием совершать хорошие поступки.

Научая, что добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды, Спаситель вопрошает: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6, 32). Этими словами Спаситель желал показать ученикам, что если они будут любить только любящих их, то не станут выше даже мытарей или язычников, которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.

Желая, чтобы Его ученики были достойными сынами Небесного Отца, Христос заповедал: любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35).

Таким образом, сначала Господь убеждает естественным законом: чего желаешь себе, то делай и другим. Далее Спаситель говорит и о награде: всякий, имеющий любовь к врагам, а также благотворящий и отдающий, не ожидая ничего в ответ, будет подобен Богу.

Восходя по лестнице христианского совершенства, возрожденный человек сподобится высочайшей любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди. И, желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Христос подтверждает, что идеал христианина – это Бог: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 35).

В сегодняшнем евангельском чтении Господь раскрывает для нас смысл жизненных идеалов, которые Он Сам воплотил на земле. Призывая Своих последователей быть милосердными, как милосерден Отец Небесный, Господь заново открывает для нас возможность стать подобными Богу, то есть любить и прощать врагов, творя им добро. А также указывает на то, к чему следует стремиться каждому христианину: к любви, благости и милосердию, благодаря которым мы становимся детьми Божиими.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

 

Тропарь воскресный, глас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

Кондак воскресный, глас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

Святитель Иоанн Шанхайский: русский чудотворец заграницей

Фото

Невольно удивляешься, впервые знакомясь с житием архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Он исцелял безнадежно больных, неожиданно появлялся там, где особенно нужна была помощь, говорил слова, смысл которых был понятен порой лишь через несколько лет. И все это — в скромном на чудеса XX веке!

Хотя, что такое чудо? Каждая спасенная от гибели и преображенная душа — не чудо ли? Святитель Иоанн в своей речи на хиротонии во епископы в мае 1934 года так рассказал о задачах, которые видит перед собой как перед архипастырем: «…привлекать людей к единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни!». Он подчеркивал ответственность пастырей за свою паству, и всю жизнь стремился не потерять ни единой вверенной ему Господом души.

В епископском сане он будет направлен в Шанхай для окормления русских православных в Китае. Но с приходом там к власти коммунистов, они вынуждены будут эмигрировать — через Филиппины в Америку, Австралию и Францию. Святитель много потрудился, чтобы добиться безопасного переселения русских. Но прежде всего, он молился. И в силе его молитвы убеждаешься по тем многочисленным чудесам, которые являл Господь. Например, отсутствие тайфунов на Филиппинском острове Тубабао длительное время — ровно столько, сколько находились там русские переселенцы. Филиппинцы и сами говорили, что стихии ждать не стоит, пока «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Известно, что тайфун снёс всё живое на тех островах сразу после того, как русские эмигранты уехали оттуда. Святитель был в Европе, а затем в Сан-Франциско, и всегда оставался преданным своей пастве. Отец Иоанн, будучи архиепископом Брюссельским и Западноевропейским или Сан-Францисским, до последних дней оставался в том числе и «шанхайским» — потому что никогда не забывал никого, доверившего ему свою душу.

И люди тянулись к святителю Иоанну. Уже при жизни он слыл чудотворцем, и его святость привлекала многих, где бы он ни находился, в любой точке мире. Но главной его чертой оставалась простота — и в общении с людьми, и в написанных им трудах, которые ясно и безоговорочно, лаконично и без лишних интерпретаций, основывались на Священном Писании и учении Святых Отцов. Именно его простоту — святую, терпеливую, кроткую и мудрую — вспоминают многие из тех, кому посчастливилось знать владыку. Он сразу находил общий язык с каждым, особенно с молодежью и детьми. Вообще воспитанию детей иммигрантов он уделял много времени, и считал эту задачу одной из самых важных. Он посещал русские школы, приюты. Много воспоминаний осталось о святителе у тех детей, которые сейчас уже стали, конечно, взрослыми и даже состарились. Все они с благодарностью вспоминают владыку, который хоть и был строгим, но излучал небывалую доброту и любовь.

Много исцелений совершил святитель Иоанн. Он часто бывал в госпиталях, посещал русских, помогал, долго молился, и Господь посылал долгожданное выздоровление. При этом владыка никогда не отказывал, если его просит о помощи, например, католик или протестант. А просящих было много — все знали о Духовных Дарах святителя, все знали, что он свят, и старались прикоснуться к Божией благодати.

Святитель Иоанн беспрестанно молился и строго постился. Уже в семинарии заметили величайший подвиг аскетизма молодого иеромонаха. Студенты обнаружили, что Иоанн никогда не ложился спать, засыпал лишь от изнеможения, иногда во время земного поклона в углу под иконами. Известно, что до конца своей жизни он никогда не спал на кровати, носил простую одежду и сандалии без носков — в любую погоду, в дождь и в морозы. Несмотря на все чудеса, которые совершались по его молитвам, он сохранял необыкновенное смирение и простоту. Владимир Рэн — потомок русских эмигрантов, лично знавший владыку, рассказывает, что святитель Иоанн никогда не указывал человеку, каким он должен быть. Он говорил: «Ты должен молиться — вот главное». К нему люди приходили, потому что он никогда не говорил: «Ты плохой…» Он говорил: «Ты человек. Я тебе протягиваю руку. Ты хочешь взять ее? Бери. Не хочешь? Не бери. Но я — здесь». И люди тянулись к нему».

Святитель Иоанн знал дату своей смерти. Это случилось 19 июня (2 июля по н.ст.) 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери «Курско-Коренной». В возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья мирно отошел ко Господу святитель Иоанн — великий праведник, угодник Божий, показавший зарубежному миру истинное Православие, наполненное любовью, милосердием и самоотвержением.

 

Святителю Иоанну (Максимовичу), архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому

Тропарь, глас 5

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́,/ се проо́браз и моли́тв твои́х, за мир весь при́сно возноси́мых./ Та́ко ве́руем, позна́вше любо́вь твою́,/ святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне!/ Весь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречи́стых Та́ин,/ и́миже сам при́сно укрепля́ем, поспеша́л еси́ ко стра́ждущим, цели́телю отра́днейший.// Поспеши́ и ны́не в по́мощь нам всем се́рдцем чту́щим тя.

Перевод: Попечение твое о пастве в странствии ее, вот предзнаменование и молитв твоих, за весь мир всегда возносимых. Так веруем, познав любовь твою, святитель и чудотворец Иоанн! Весь Богом освященный священнодействием пречистых Тайн, ими же и сам всегда укрепляемый, ты торопился к страдающим, целитель, облегчающий скорби. Поспеши и сейчас на помощь к нам, всем сердцем почитающим тебя.

Кондак, глас 4

Се́рдце твое́ объе́млет всех любо́вию/ моля́щих ти ся, Иоа́нне святи́телю,/ и помина́ющих по́двиг жития́ твоего́./ Безболе́зненно же ле́гкое преставле́ние твое́ бысть,// Одиги́трии Пречи́стыя ве́рный служи́телю.

Перевод: Сердце твое обнимает всех любовью, молящихся тебе, святитель Иоанн, и вспоминающих подвиг жития твоего. Твое же преставление было легко и безболезненно, Одигитрии Пречистой верный служитель.