День сорока Севастийских мучеников в Церковном календаре непреходящий, то есть отмечается он всегда в один и тот же день, а именно — 22 марта. Однако переносы в некоторых случаях Уставом допустимы.
Событие, которое легло в основу праздника, случилось в 320 году. Святой Константин Великий в 313 году издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Однако его соправитель Ликиний оставался ярым язычником и ненавидел христиан. Он готовился к войне с Константином и, боясь измены, решил избавится от всех христиан в своем войске.
В это время в армянском городе Севастия одним из военачальников был Агриколай — тоже ревностный язычник. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев-христиан. Агриколай приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались, исповедовав Христа — живого истинного Бога.
То наказанием, то лестью воинов принуждали совершить языческий обряд и отречься от Христа. Но они, укрепляемые Самим Господом, смело отказывали мучителям. Тогда их отвели к озеру вблизи города, заставили раздеться и войти в ледяную воду — а дело происходило зимой, был сильный мороз. На берегу для обольщения развели жаркую баню. Один из страдальцев, не выдержав мучений, побежал к бане, но, переступив порог, тут же упал замертво.
Охраняли мучеников стражники. Ночью один из них не спал и увидел над головами воинов сияющие венцы. Аглай — так его звали, насчитал 39 венцов и понял, что тот воин, который вышел из озера, не удостоился венца. Стражник немедленно сбросил с себя одежду, разбудил других охранников и на их глазах побежал в ледяное озеро, крича: «И я христианин!». Стоя в воде Аглай молился Господу, чтобы Тот его тоже сопричислил к страдальцам, терпящим муки за веру и имя Христово.
Утром мучеников вывели из озера и перебили им голени молотами. Мать одного из воинов была там, и укрепляла сына — чтобы тот вытерпел все до конца. Звали его Мелитон. Он был самым юным из дружины. Тела мучеников положили в колесницы и повезли на сожжение, а Мелитона, еще дышавшего, оставили на земле. Тогда мать взвалила тело сына на свои плечи и пошла вслед за колесницей. А когда Мелитон сделал последний вздох, она положила его рядом с телами других воинов.
Мучители развели большой костер, но огонь не тронул останки святых мучеников. Тогда в бессилии язычники сбросили кости страдальцев в реку. Однако и вода не повредила им. По прошествии же трех дней святые мученики явились во сне епископу Севастии Петру и сказали: «Приди ночью и вынеси нас». Ночью, придя на реку, он и другие мужи увидели дивное сияние. В воде светилась каждая косточка святых. Тогда епископ с помощниками собрали все останки мучеников и достойно их погребли.
Вот имена тех 40 мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
Накануне праздника в Кафедральном соборе Вознесения Господня было совершено Всенощное Бдение с участием духовенства епархии. Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский вместе с духовенством прочли Акафист святым и помазали всех прихожан освященным елеем.
22.03.2025, в Седмицу 3-ю Великого поста Настоятель собора свв.апп. Петра и Павла протоиерей Сергий Снопков, духовенство епархии приняли участие в праздничном богослужении в Кафедральном соборе Вознесения Господня, которое возглавил Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский.
От Марка святое Благовествование:
2.14. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
2.15. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
2.16. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
2.17. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о призвании Господом евангелиста Матфея в число двенадцати учеников. Описание этого события нашло свое отражение у евангелистов Луки, Марка и самого Матфея.
Только, как замечает византийский богослов Евфимий Зигабен, «Лука и Марк из почтения к соученику опустили известное его имя, назвав его Левием, потому что и так его называли. Сам же Матфей открыто признается, что был мытарем, так как и Христос не стыдился его».
Необходимо отметить, что в Палестине больше всего не любили именно мытарей, то есть сборщиков податей и налогов в пользу римской казны. Палестина пребывала под игом римлян, а мытари находились на римской службе, и поэтому на них смотрели как на предателей и изменников.
Римляне обычно отдавали сбор налогов на откуп: они устанавливали определенную сумму налога для каждого района, а потом давали право взимать его тому, кто предложит наибольшую цену. Если откупщик в конце каждого года вносил в римскую казну установленную сумму, он имел право оставлять себе все, что мог собрать сверх этой суммы.
А вследствие того, что в то время не существовало газет, радио, телевидения или каких-либо иных способов информировать население, простой народ не имел ни малейшего представления о том, какая сумма в действительности подлежала оплате.
Налоги же взимались практически со всего: за пользование главными дорогами, гаванями, рынками. Нужно было платить за повозку и даже за впряженное в нее животное. Сборщик налогов мог остановить кого угодно на дороге, заставить распаковать поклажу и потребовать уплатить пошлину за все, что ему вздумается. Честность среди мытарей была очень редким явлением.
Именно поэтому люди ставили мытарей в один ряд с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. И тем не менее Господь призвал сборщика налогов стать Его учеником.
Такова сила слова Господа, что мытарь, человек зажиточный и жадный, бросил все и последовал за Ним, Который не имел где и голову приклонить. Обрадованный призывом Господа, Матфей пригласил к себе в дом Иисуса Христа и Его учеников и устроил им угощение.
По восточному обычаю приглашенные на обед или ужин не сидели за столом, а возлежали вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, облокотившись левой рукой на подушку. В дом Матфея пришли и его товарищи по сбору податей, другие мытари и грешники, как считали фарисеи, и возлегли со Христом и Его учениками за одним столом. Это-то и дало повод законникам осудить Господа за такое сближение с грешниками. Увидев, что Господь ест с ними, фарисеи говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? (Мк. 2, 16).
На что Господь дает им превосходный ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17).
Этими словами Спаситель указал на то, что каждому больному человеку нужен врач, а значит, именно такие, как Матфей и его друзья, больше всего нуждались в Нем.
Не случайно мы слышим этот евангельский отрывок в дни Великого поста. Здесь для нас открывается глубокая и непреходящая истина о том, как важно научиться смотреть на грешника не как на преступника, а как на немощного, больного человека. Как важно видеть в человеке, совершившем ошибку, не того, кто заслуживает презрения и осуждения, а того, кому нужны помощь и любовь, чтобы найти правильную дорогу ко спасению.
По окончании Литургии духовенство прославило праздник.
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.