Сегодня 26.01.2025, Седмица 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко и иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:19–31 (зач. 65). Лит. – Недели по Богоявлении: Еф.4:7–13 (зач. 224 от полу́). Мф.4:12–17 (зач. 8). Ряд.: 1Тим.1:15–17 (зач. 280 от полу́). Лк.18:35–43 (зач. 93).

От Матфея святое Благовествование

Апостол Матфей (Левий), евангелист, брат ап. Иакова Алфеева

4.12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

4.13. и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

4.14. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

4.15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

4.16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

4.17. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В сегодняшнем евангельском чтении апостол Матфей повествует о начале проповеди нашего Спасителя.

Вскоре после событий Крещения и сорокадневного пребывания Христа в пустыне Иоанна Крестителя постигло несчастье. Он был арестован царем Иродом Антипой и посажен в темницу замка Махерон. Его преступление заключалось в том, что он публично обличал Ирода Антипу за то, что тот совратил жену своего брата и женился на ней, отослав от себя законную супругу. Небезопасно обличать восточного деспота, и мужество Иоанна Крестителя привело его сначала в тюрьму, а потом к смерти.

Но время шло неумолимо, и Спасителю надлежало приступить к исполнению Своей миссии. Господь удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском (Мф. 4, 12–13). В этом есть какая-то символическая бесповоротность: Спаситель оставил Свой родной дом и больше никогда не возвращался туда. Прежде чем открыть дверь, которая была впереди, Он как бы захлопнул дверь, которая оставалась за Ним.

Но почему Господь удаляется после известий об аресте Иоанна Крестителя? Святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Для того чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается к опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества. Итак, чтобы научить этому и укротить ненависть иудеев, Христос удаляется в Капернаум, исполняя пророчество и, вместе, поспешая, подобно рыбарю, уловить учителей вселенной, которые, занимаясь своим искусством, проживали в этом городе».

Сам город Капернаум, а если быть точнее – Кафернаум, куда направился Спаситель и где Он произнес Свою первую проповедь, к сожалению, был полностью уничтожен. Археологи до сих пор не имеют единой точки зрения о его местонахождении. Было высказано два предположения. Чаще всего (и это кажется наиболее правдоподобным) его отождествляют с городом Тел Хум, на западном берегу северного конца Галилейского моря. Другое и менее вероятное предположение то, что Капернаум находился на расстоянии около 400 километров к юго-западу от Тел Хум. В любом случае там, где мог стоять Капернаум, сейчас не осталось ничего, кроме развалин.

Капернаум – город галилейский. Но что мы знаем о самой Галилее? Это самая северная область Палестины и самая плодородная. Существовала поговорка, что в Галилее легче вырастить рощу оливковых деревьев, чем в Иудее – одного ребенка.

И потому в Галилее была огромная плотность населения. Но отличалась она не только количеством жителей, галилеяне были людьми особого рода: окруженные со многих сторон язычниками, они легче воспринимали все новое, но при этом твердо держались иудейской традиции. Природные качества галилеян и ход истории сделали Галилею тем местом в Палестине, где новый учитель с новой вестью имел шанс быть услышанным, и именно там Христос начал Свою миссию и впервые произнес Свою проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Эти слова нам уже знакомы. Именно с таким призывом обращался к народу Иоанн Креститель на реке Иордан. И Господь обращается к людям с таким же призывом. В этом блаженный Иероним видит особый Промысл Божий: «После предания суду Иоанна Предтечи Христос Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении собственно действия закона и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был Иоанн».

Проповедь нашего Спасителя заключается в заповеди, без исполнения которой невозможно наше с вами спасение: «Покайтесь!» Это призыв к каждому из нас отвернуться от греховных путей наших и обратиться к Богу, поднять глаза наши от земли и взглянуть на небо. Эта заповедь приобрела крайне важное значение, потому как приблизилось Царство Божие. Вечность вторглась в жизнь. Бог вторгся в мир в Иисусе Христе, и потому чрезвычайно важно, чтобы каждый из нас последовал за Христом.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь, глас 6

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, Да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 6

Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бо́г все́х.

Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!

Святые мученики Ермил и Стратоник

Святой Ермил был диаконом в Сигидунуме (близ нынешнего Белграда) при тиране Лицинии, который правил с 308 по 324 год. Язычники донесли на него, и святой Ермил с радостью и готовностью принял солдат, пришедших арестовать его. Святого привели в амфитеатр, где он смело отвечал на вопросы императора, насмехаясь над неразумным поклонением идолам. За это ему разорвали щеки и заключили в тюрьму.

В узах святого Ермила посетил Ангел, утешил и призвал сохранять мужество до конца духовной брани. Когда святого вновь привели к императору, он показал на допросе, что его вера не только не поколебалась, но даже окрепла. Шесть человек бичевали его розгами, но казалось, что святой Ермил не чувствует никакой боли. Он только молился Богу, прося удостоить его стать причастником спасительных Страстей. Тогда с небес раздался глас, обещавший мученику венец через три дня.

Видя эти чудеса, тюремщик Стратоник обратился в истинную веру и стал другом святого Ермила. Но он еще не решался открыто исповедать веру и пойти на мученичество. На следующий день святого Ермила вновь вывели из темницы и стали подвергать ужасным пыткам. Святой Стратоник заплакал, видя, как его друга растянули на земле и непрерывно бичуют розгами с железными остриями на концах и как орлиными когтями ему распарывают живот до самых внутренностей. Переживания Стратоника вызвали подозрения у солдат, которые стали его допрашивать. Тогда он почувствовал, что пришло его время.

Святой не только сказал, что он друг мученика, но также объявил, что разделяет его веру и готов пойти на смерть из любви ко Христу. Его схватили и стали бичевать. Святой Стратоник исполнялся мужества, глядя на друга, и просил его молиться Господу, чтобы Он дал ему силы претерпеть мучения до конца. Когда их отвели в темницу, небесный глас возвестил, что их подвиг увенчается победой на следующий день.

На заре пришли за святым Ермилом и, повесив на дыбу, стали разрывать его тело. Наконец, убоявшись нового Божественного вмешательства и отчаявшись вернуть святого Стратоника к идолопоклонству, тиран приказал посадить обоих мучеников в большую корзину и бросить в Дунай. Святые радовались, что теперь смогут вместе предстать пред Господом, и воспевали: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». Воды реки, освященные телами мучеников, через несколько дней выбросили их на берег к великой радости христиан, которые похоронили святых с почестями в некотором отдалении от города.