Как провести Рождественский сочельник и встретить Рождество Христово?

Фото

6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник — это последний и особенный день Рождественского поста. В этот день особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной практике.

Какие богослужения совершаются в Рождественский сочельник?

Если сочельник не совпадает с субботой или воскресеньем, то его богослужебные особенности включают чтение Царских часов, восемь паремий на вечерне и соединение вечерни с Литургией святителя Василия Великого.

Царские часы совершаются всего трижды в году: в Навечерии Рождества Христова, Богоявления и в Великую Пятницу. Эти часы получили свое название благодаря тому, что в древней Византии они обычно совершались в присутствии царя и завершались молитвой о многолетии для него и патриарха. Царские часы, сохраняя структуру обычного чтения, обогащены стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтениями апостольских посланий и Евангелия.

После чтения часов и изобразительных начинается вечерня. Интересно, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с Литургией. На вечерне читаются восемь паремий (вместо привычных трех), которые раскрывают суть праздника Рождества. Совершается Литургия святителя Василия Великого.

После завершения Божественной литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление — звучат тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные этому великому празднику. В этот день всё наполняется светом и радостью, предвещая приход Спасителя в мир.

Как правильно поститься в Сочельник?

Существует благочестивый обычай — воздерживаться от пищи до появления на небе первой звезды, что символизирует явление волхвам путеводной звезды. Однако этот обычай не зафиксирован в церковном уставе, который предписывает строгий пост до окончания вечерни. Именно в этот момент на середину храма выносится свеча, олицетворяющая Вифлеемскую звезду. Поэтому пищу можно вкушать после завершения службы.

В Сочельник также принято подавать традиционное блюдо — сочиво (или коливо). Это нежные размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, щедро приправленные медом и сухофруктами. Считается, что само название «Сочельник» происходит от слова «сочиво». Однако стоит отметить, что вкушение сочива не является обязательным. Каждый может по своим силам и возможностям вкусить иную постную пищу.

Можно ли в этот день строго поститься, отказываясь от пищи?

Церковь не требует от своих чад такого усердия. Сочельник, хоть и не является праздничным днем, все же обладает особыми атрибутами праздника — появлением «звезды» в центре храма и пением праздничных песнопений. Было бы нелогично причаститься на Божественной литургии, радостно исполняя рождественские гимны, а затем вернуться домой и продолжить строгий пост.

Физические силы необходимо подкрепить, ведь впереди нас ожидает ночное Рождественское богослужение — всенощное бдение и Литургия. После этого торжественного служения уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. Если же воздерживаться от пищи до этого момента, можно перегрузить организм, вместо радости праздника столкнувшись с проблемами со здоровьем.

Поэтому не стоит создавать собственные правила — лучше следовать общепринятым традициям, которые помогают нам с благоговением встретить этот светлый праздник.

Почему же Рождественская Литургия служится именно ночью?

На это есть две основные причины, каждая из которых наполнена глубоким смыслом.

Первая причина заключается в том, что мы вспоминаем, как Христос пришел в этот мир в тишине ночи. В небе зажглась Вифлиемская звезда, освещая путь к месту Его рождения. Именно среди ночи ангелы явились пастухам, возвещая им радостную весть о рождении Богомладенца, которому они пришли поклониться. Эта ночь стала символом света, пришедшего в тьму.

Вторая причина связана с древней церковной традицией. Богослужебный устав, который мы соблюдаем, восходит к обычаям первых монастырей, где служения в канун праздников всегда совершались ночью. Наша служба, начинающаяся в темноте и завершающаяся на рассвете, представляет собой удивительное сочетание вечерни и утрени, и называется всенощным бдением. После этого священного момента происходит Божественная литургия.

В современной приходской практике, которая отличается от древней монастырской, всенощное бдение обычно совершается вечером, а Божественная литургия — утром. Однако в особые праздники, такие как Рождество Христово, мы вновь возвращаемся к традиции, когда и всенощное бдение, и Литургия проходят в ночное время, наполняя сердца верующих особой атмосферой торжества и благодати.

На какую службу лучше пойти: ночью или утром в сам день Рождества?

Если у вас есть возможность посетить ночное богослужение, обязательно воспользуйтесь ею! Рождество Христово — это великий праздник, а ночные службы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Если же попасть на ночное богослужение не представляется возможным, не стоит унывать. Утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя Литургия. Однако стоит отметить, что это возможно только в приходах, где служат как минимум два священника. Православный священник имеет право совершать лишь одну Литургию в сутки. Таким образом, если на приходе только один священник, служба пройдет ночью, и если вы хотите причаститься на праздник, вам придется посетить именно ночное богослужение.

Есть также приходы, особенно в удаленных и малочисленных населенных пунктах, где священник приезжает только на праздники, и, как правило, это происходит утром. В таких случаях участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.

Таким образом, выбирая время для посещения рождественской службы, учитывайте возможности и обстоятельства.

Сколько времени длится евхаристический пост, если планируешь причащаться ночью?

Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причастием, заключается в том, что с полуночи накануне Причастия следует воздерживаться от пищи и пития. Это связано с тем, что принято подходить к Святой Чаше натощак, что символизирует наше духовное очищение и готовность к встрече с Богом.

В дни праздничных ночных служб, таких как Пасха и Рождество Христово, можно опираться на определение Священного Синода 1968 года, согласно которому пост перед Литургией Преждеосвященных Даров должен составлять не менее 6 часов.

Важно отметить, что для людей, страдающих от заболеваний, требующих особого режима питания и приема лекарств, а также для беременных и кормящих женщин, эти правила могут быть смягчены. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, которым необходимо регулярное питание или прием медикаментов, требования евхаристического поста могут не применяться вовсе.

Рекомендуется заранее обсудить возможные послабления с вашим духовником. Однако если возникла острая необходимость и не было возможности проконсультироваться заранее, следует действовать в соответствии с вашими обстоятельствами. Болезнь, прием лекарств и пищи в соответствии с состоянием здоровья не являются препятствием для участия в Литургии и причащении Святых Христовых Тайн.

Фото

Мы находимся в преддверии великого праздника — Рождества Бога нашего и Спаса Иисуса Христа.

Сегодня, в Рождественский сочельник, по традиции в храмах служатся царские часы и Божественная литургия святителя Василия Великого, за которой большинство из верующих приобщаются Святых Христовых Тайн.

Сегодня мы готовимся к самому главному событию для каждого из нас. В мир приходит Солнце правды — Христос, которое приносит божественный свет радости каждому ожидающему и дарует благодать каждому надеющемуся.

Мы с вами ждем торжественного дня, чтобы вновь вспомнить Рождение Господа нашего Иисуса Христа. Это таинственное и непостижимое событие, которое человеческий разум не может понять до конца. Но, тем не менее, этот праздник дает нам повод для размышлений, и повод благоговейно вспомнить это великое событие, которое имеет огромное значение как для каждого из нас, так и для всех христиан, живущих на земле.

Конечно, человеческому разуму и сердцу трудно понять вочеловечивание Бога. Нашему прагматичному, но несовершенному уму трудно представить, как может стать Матерью Дева, оставаясь при этом Непорочной. Такие вещи поможет понять только вера, которая является стержнем и основой человеческого естества. Вера также является главной движущей силой в нашей с вами жизни. Ведь только через душу, преданную Богу, через душу, которая действительно открыта для благодати Христовой, можно понять на том человеческом уровне, который нам доступен, значение и смысл происходящего.

Чего же мы с вами ожидаем от этого светлого праздника? Очевидно, что мы должны быть выше плотских побуждений. И мы должны видеть в Рождественском празднике не только окончание поста, а гораздо более важные вещи. Поэтому сегодня, в преддверии этого великого дня, нам надо обратиться к собственной душе и забыть о суетных заботах. Нам надо сказать ей: «Остановись!», чтобы она опомнилась и замерла в благоговении перед встречей с Тем, Кто приходит в мир необычайным и сверхъестественным способом, дабы освободить нас от всех наших зависимостей и грехов, которые появились из-за неверия в Бога. Рождество Христа — это великое событие, и если бы его не было, то наше с вами существование потеряло бы всякий смысл.

Сегодня, в Рождественский сочельник, когда мы готовимся встретить великий праздник Рождества, каждый из нас должен постараться соделать свое сердце теми яслями, в которые был положен Иисус Христос. Ведь Христос — это спасение всего человечества и каждой души в отдельности. Пусть Он возрастает в нашем сердце и становится царем нашей души, нашего разума и нашей воли. Для тех, кто уже укреплен в вере, праздник Рождества — это подспорье в делании христианском, а для новообращенных — путеводная звезда. Это светильник, возожженный пред иконой Рождества Христова.

В преддверии великого дня — Рождества Бога нашего и Спаса Иисуса Христа сердечно поздравляем вас с тем, что мы являемся наследниками Его благодати. С тем, что мы по милости Божией носим высочайшее имя, которое дано человеку — христианин. И дай Бог, чтобы это действительно было по достоинству нами оценено, и в своей земной жизни мы всегда поступали как христиане.