Сегодня 29.12.2024, в седмицу 27-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, святых Праотец, Прор. Агге́я (500 г. до Р. Х.). в жизни Православной Церкви Казахстана состоялось грандиозное событие-великое освящение главного престола и придела архитектурно-исторической жемчужины нашего города-Собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Весной этого года многие территории Северного Казахстана постигло стихийное бедствие. Наводнение от разлива реки Ишим нанесло огромный ущерб многим населенным пунктам области, в том числе подгорной части Петропавловска. Величественный собор в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла постигла участь многих населенных пунктов. Впервые за многие десятилетия вода через дамбу зашла в подгорную часть города, затопив ее. Практически все святыни собора были сохранены настоятелем прот. Сергием Снопковым, но самому собору был нанесен значительный урон.
В течение многих месяцев при поддержке благодетелей шла реставрация собора: были перекрыты полы, был полностью переделан главный алтарь собора, были переделаны все коммуникации.
Собор вновь предстал во всей своей красе, и настало время переосвятить главный престол после ремонта, а соответственно переосвятить главный придел собора.
Престол для храма — то же, что Церковь для мира. И как церкви украшаются православными в лучшие одежды, так и престол — первое место в храме, достойное лучших убранств. Так было решено устроить в Соборе св. Апостолов Петра и Павла лучший престол и освятить его великим архиерейским чином.
Владыка Владимир окропил столпы и углы престола святой водой и возлил на него воскомастих – особую мастику, приготовленную на основе воска и благовоний. Затем на престол была водружена верхняя доска. Ее закрепили священники четырьмя гвоздями с помощью камней. Гвозди напоминают нам о спасительных страданиях Господа Иисуса Христа за род человеческий, а воскомастих символизирует ароматы, которыми было помазано Его нетленное Тело при положении во Гроб. После утверждения престола владыка, преклонив колена со всем клиром и прихожанами, произнес молитву, в которой испросил Господа ниспослать Святого Духа, освятить храм и Свой престол.
Затем престол омыли святой водой с вином, подготовив его к миропомазанию. С пением “Аллилуиа” престол был помазан святым Миром – благовонным маслом, великой святыней, символизирующей благодать Святого Духа. После миропомазания владыка возгласил: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!» Престол облачили в новые светлые одежды и расположили на нем Святое Евангелие, Крест Христов и священные сосуды. Отныне престол стал местом особого присутствия Божия – «страшно место сие — это Дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17), и на нем за Божественной Литургией может совершаться таинство Евхаристии – принесение Животворящих Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Патриарх Иаков освятил в дом Божий камень возлиянием на него елея (Быт. 28, 16—22). Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9). Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9). После плена Вавилонского иудеи при пророке Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления. Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священных песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).
Пусть отныне и до скончания веков на древней земле Северного Казахстана, у берега реки Ишим, в Соборе первоверховных апостолов Петра и Павла будет прославляться Имя Великого Бога и Спасителя нашего. Пусть этот прекрасный Собор напоминает каждому о мире горнем, о Церкви Небесной, торжествующей, и о том, что наша человеческая природа, в лице Господа Иисуса Христа – Воплощенного Слова – заняла своё место одесную Бога Отца после Вознесения на Небо.
По окончании чина освящения Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир, ему сослужили настоятель собора митрофорный протоиерей Сергий Снопков, иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко, иерей Павел Орлов и духовенство епархии. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:12–35 (зач. 113). Лит. – Кол.3:4–11 (Недели 29-й) (зач. 257). Лк.14:16–24 (Недели 28-й) (зач. 76).
От Луки святое Благовествование
14.16. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
14.17. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
14.18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
14.19. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
14.20. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
14.21. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
14.22. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
14.23. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
14.24. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Однажды в субботу Иисуса Христа пригласил на обед в свой дом некий фарисей. Видя, что среди приглашенных в основном родственники, друзья и богатые соседи фарисея, Господь обращается к хозяину дома с наставлением звать на пир не тех, кто сможет отплатить ему за гостеприимство, а бедных, увечных и больных, за которых Сам Бог воздаст в день воскресения праведников. Услышав эти слова Спасителя, один из гостей, присутствовавших на том пире, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14, 15).
В Палестине человек, устраивавший пир, заблаговременно объявлял об этом, рассылая приглашения, но не указывал точного времени. В назначенный час, когда все было готово, хозяин посылал слуг пригласить гостей. Принять приглашение, а потом отказаться присутствовать на пире значило нанести оскорбление хозяину.
Один человек устроил большой ужин, но когда послал раба своего сказать званым, что все готово, они, как бы сговорившись, стали отказываться под разными предлогами. Один отговаривался покупкой земли, другой – покупкой волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома повелел своему рабу пойти по улицам и переулкам города и привести нищих, увечных, хромых и слепых на ужин.
Когда же они возлегли и остались еще свободные места, сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14, 23).
Смысл же притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Божие. Устроитель этого ужина, Господь Бог, посредством закона и пророков, как через слуг Своих, приглашал весь иудейский народ вступить в это Царство, а когда это Царство приблизилось, послал повторить приглашение уже Своего Единородного Сына – Иисуса Христа.
Посланный Спаситель пришел прежде всего к званым, то есть к иудеям, с вестью о том, что приблизилось Царство Небесное. Но те из иудеев, к которым главным образом относился этот призыв, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения на званый ужин.
Предлогами к отказу служили их земные побуждения, из-за которых они оказались глухи к Божественному призыву и отвергли пришедшего к ним Христа. Тогда Бог пригласил мытарей и грешников, а так как и после этого оставалось много свободных мест, то призвал затем и язычников в Свое Царство. Все отозвавшиеся на евангельскую проповедь вошли в него, а книжники и фарисеи, пренебрегшие зовом, оказались вне Царства Божия.
В заключение притчи Господь сказал: много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Хотя и все призываются к вечному блаженству в Царствии Небесном, избранными для этого блаженства оказываются лишь немногие. Нам же необходимо всегда помнить о том, что Господь по великому и беспредельному милосердию Своему желает спасти каждого из нас. И здесь очень важно личное желание человека принять призыв Господа к спасению и пойти путем жизни в соответствии с евангельскими заповедями, путем покаяния и молитвы к Богу, дабы Он сподобил нас стать наследниками Царствия Небесного.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поблагодарил всех за совместную молитву, поздравил настоятеля и прихожан со знаменательным событием в жизни прихода.
Тропарь воскресный, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Кондак воскресный, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод: Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.
Тропарь в Неделю святых праотец, глас 2
Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь:/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть Плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.