Вот вновь наступили дни Рождественского поста, который готовит нас к таинственному празднику Рождества Христова. Удивительное время, которое Господь через Церковь дал христианам, чтобы они могли воплотить в жизнь Евангельские слова о том, что ученики Его не от мира сего.
А как иначе прийти к празднику Рождества, если не через пост и удаление от мира! Ведь праздник этот является, пожалуй, важнейшим после Пасхи Христовой. И сама суть его празднования сводится не к обычному отмечанию его, как некоей торжественной даты. Смысл церковных праздников в том, что они являются возможностью не понарошку, но лично, через соприкосновение души, стать участниками, свидетелями великих событий Евангельской истории. И на этот раз нас ждёт пещера, где родился на свет Сам Сын Божий. Но чтобы соединиться с этим чудом, нам нужно потрудиться — сделать так, чтобы дух наш приподнялся над этим миром, над телесными потребностями и вязкой мирской суетой. И пост поможет нам в этом.
Но в чём же заключается пост? Только ли в воздержании от пищи? Конечно, воздержание очень важно — это одна из главнейших сторон поста, позволяющая смирить тело, разбудить его к духовным трудам. И вот эти духовные труды, как раз и являются второй составляющей поста и не менее важной, потому, что если пост станет только лишь диетой и не станет при этом площадкой для духовного роста, то тщетны такие постные подвиги.
В среде людей воцерковлённых часто можно услышать, что пост духовный важнее поста телесного. Разумеется, по сути своей, это утверждение верно. Однако правильно ли мы понимаем эти слова?
Иногда мы бываем склонны к тому, чтобы себя обманывать. И в отношении к посту — тоже. Ведь как это просто — сказать: «Я буду поститься духовно, а телесный пост — это не самое главное». Но вспомним историю нашей веры! И во времена Ветхого Завета, и во времена Завета Нового мы видим упоминание телесного поста в виде воздержания от пищи, которое, в свою очередь, становилось важным подспорьем в подвигах духовных.
Постился Моисей, постился Иисус Навин, постились пророки, народ Израилев, апостолы, и Сам Господь тоже постился. И пост их заключался именно в воздержании телесном, которое помогало укрепляться в духовной борьбе. Как же нам не последовать тому, чему учит Священно Писание?! Как можно приступать к тому, что лежит за пределами этого мира — к трудам по обретению единства с Самим Богом, — не победив то, что удерживает нашу душу, что привязывает её к мирской суете?! Как можно покинуть темницу, не открыв её дверь?! И пост — это именно та самая дверь, которая ведёт нас к подлинной свободе жизни христианской.
Но важно помнить, что, конечно, телесный пост — не самоцель, а именно средство к достижению цели, и без параллельной духовной борьбы такой пост, можно сказать, бесполезен. Стоит также помнить, что существуют ситуации, когда пост физический приходится нарушать — по болезни, или по иным важным причинам, и это не значит, что «всё пропало», а просто, может быть, нужно в таких случаях усилить подвиги воздержания иного рода: ещё больше следить за тем, что мы говорим, на что смотрим, чем развлекаемся, о чём думаем.
Практика телесного поста проверена Церковью и многими поколениями христиан — он всегда выведет нас туда, куда нужно, только бы мы подходили к посту именно, как к подвигу ради высокой цели, а не как к какому-то диетическому мучению.
Какой же духовной работы ожидает Церковь от нас в эти дни? Это то, о чём говорят и святые отцы, и батюшки во время своих проповедей постоянно — речь идёт о молитве и покаянии. И невозможно их рассматривать по отдельности, ведь одно без другого немыслимо. Покаяние рождает молитву, а молитва оживляет покаянное чувство. Покаяние и молитва возносят человека над материальным миром и дают ему возможность стать причастником мира духовного, который гораздо богаче, чем то, что остаётся на земле.
Нам нужно научиться молиться, нам очень нужно покаяние. Покаяние может всё, оно приводит нас к самым высоким духовным состояниям. И поэтому покаянию нам тоже обязательно нужно учиться. А как этому всему научиться? Прежде всего — через любовь и благодарность к Господу, через усердие. Нужно понять, что спасения мы достигнем лишь тогда, когда всю душу свою отдадим Богу, всё сердце своё вложим в этот труд. Когда мы поставим Бога на первое место в своей жизни и будем служить Ему верой и правдой — только тогда мы сможем достичь Царствия Небесного!
Мир будет готовиться к Новому Году, а христиане вновь как бы «выпадут» из этого общего ожидания новогоднего чуда. Но так ли это? Конечно, нет. Новый Год прекрасный праздник сам по себе — это хороший повод поблагодарить Бога за всё, что было в прошлом году; повод собраться всей семьёй, чтобы согреть друг друга в этот последний день года. Это так. Но впереди Рождество, и мы можем прикоснуться к благодати этого праздника не умозрительно, не эмоционально, но по-настоящему — душою своею. Для этого нужно только разбудить душу — дать ей возможность протянуть руки к родившемуся Христу. Эта радость, это счастье, эта благодать — с ними не сравнится никакая новогодняя ночь! И именно для того, чтобы мы могли в эту радость войти, дан нам нынешний пост, который призывает нас освободить своё тело от привязанности к вкусной пище, освободить свою совесть от ложной нашей «безгрешности», освободить ум и сердце от суеты для общения с Самим Творцом.
Рождественский пост, как Вифлеемская звезда освещает наш путь к Богомладенцу Христу. Итак, в путь! С нами Бог!