Сегодня 01.12.2024, Седмица 23-я по Пятидесятнице, Рождественский пост. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко и иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Прп.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Мф.4:25–5:12 (зач. 10). Свт.: 1Кор.12:7-11 (зач. 151). Мф.10:1,5–8 (зач. 34 от полу́). Ряд.: 2Кор.8:1-5 (зач. 185). Лк.9:57–62 (зач. 49).

От Луки святое Благовествование

Святой апостол и евангелист Лука

12.16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

12.17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

12.18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

12.19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

12.20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

12.21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В Палестине жители часто приходили со своими неразрешимыми спорами и тяжбами к уважаемому раввину. Однажды приступил ко Господу некий человек и просил, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. И хотя Господь не хотел вмешиваться в спор из-за денег, эта просьба послужила Ему поводом поведать Своим последователям о том, как им следует относиться к материальным ценностям.

Предостерегая от недуга любостяжания, то есть излишнего попечения о богатстве и приобретении земных благ, и подчеркивая, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами, но прежде всего искать Царствия Божиего, Господь рассказывает притчу о безумном богаче.

Богатство этого человека заключалось в изобилии земных плодов. У него было много плодородной земли, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Думая о том, что же делать со всем этим урожаем, богач рассуждал так: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? (Лк. 12, 17).

Нисколько не помышляя о будущей жизни, он думал лишь о том, как бы использовать свои богатства для наслаждений в этой, земной, жизни. У него не было мыслей о Боге и о духовной жизни. Все его мысли сводились к следующему: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19).

Такой образ мыслей вовсе противоположен нормам христианской жизни. Вместо самоотречения этот человек жадно стремился к самоутверждению; вместо того, чтобы поделиться с людьми, он пытался сохранить то, что у него было в изобилии.

Думая лишь о настоящем моменте и ограничивая все свои планы одной лишь земной жизнью, богач и не подозревал, что наступит последний день этой жизни и ему даже не придется насладиться собранными сокровищами. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20).

Таков путь и таков конец всякого человека, уповающего на земное богатство. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключаются в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Действительно, Спаситель никогда не осуждал пользование земными благами как дарами, ниспосылаемыми Богом. Он призывал к тому, чтобы мы не считали себя хозяевами и полновластными распорядителями этих благ, но признавали эти блага Божиим достоянием. Себя нам следует считать только управителями, приставленными к этому достоянию, обязанными управлять им согласно с волей Божией, дабы исполнять заповедь Господа о любви к ближним и творить им благо.

Мы же будем помнить, что вместо того, чтобы собирать земные богатства для себя, нужно богатеть в Бога, то есть заботиться о снискании вечных, нетленных богатств или добродетелей, которые можно приобрести, лишь расходуя земные богатства не для собственного удовольствия и наслаждения, а для совершения добрых дел всякого рода.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь воскресный, глас 6

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, Да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный, глас 6

Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бо́г все́х.

Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!

 

МУЧЕНИК ПЛАТОН АНКИРСКИЙ (302 ИЛИ 306)

Благодать, вылившаяся на благодарную душу, никогда не бывает бесплодной.
Святитель Василий Великий

Святой мученик Платон родился в III веке в городе Анкире в христианской семье. Ещё в юности он оставил родительский дом и отправился проповедовать Евангелие Господа Иисуса Христа среди язычников. Многие, слушавшие этого юношу, удивлялись его высокой образованности и удивительному красноречию. Но вскоре он был арестован и доставлен в храм Зевса. Здесь его судил сам правитель города Агриппин. Судья пытался заставить Платона отречься от веры сначала лестью, хваля его высокие ораторские способности, а после отказа стал угрожать ему пытками. Агриппин даже предлагал отдать в жёны молодому проповеднику свою красавицу дочь, если тот поклонится идолам. Но Платон спокойно ответил, что выбирает временную смерть ради вечной жизни. Тогда его избили и бросили в темницу. Пока святого вели по улице, он уговаривал христиан крепиться и твёрдо веровать в Иисуса Христа. Вскоре мученика вновь привели в храм Зевса и снова предложили на выбор: пытки или отречение. Платон и в этот раз не отступил, тогда его вновь избили и бросили в тюрьму, где держали больше двух недель без питья и пищи. В конце концов, судьи предложили ему сказать всего лишь одну фразу «Велик бог Аполллон», после которой обещали свободу. Но Платон стоял на своём, и тогда ему отрубили голову. Последним словом святого мученика была молитва: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что святым Твоим именем Ты защитил меня, раба Твоего, от прельщения вражеского… И ныне молю Тебя, — приими в мир душу мою, ибо Ты благословен во веки. Аминь». 

Священномученик Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон

Священномученик Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон

Свя­той му­че­ник Ро­ман был диа­ко­ном хра­ма Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Во вре­мя од­но­го из го­не­ний на хри­сти­ан он пе­ре­се­лил­ся в Ан­тио­хию, где укреп­лял хри­сти­ан в ве­ре сво­им при­ме­ром и го­ря­чей про­по­ве­дью.

Ко­гда пра­ви­тель Ан­тио­хии Ас­кли­пи­ад за­ду­мал раз­ру­шить хри­сти­ан­ский храм, свя­той Ро­ман при­звал ве­ру­ю­щих от­сто­ять свою свя­ты­ню. Он убе­дил их в том, что ес­ли они со­хра­нят храм, то бу­дут ра­до­вать­ся здесь, на зем­ле, в Церк­ви во­ин­ству­ю­щей, а ес­ли по­гиб­нут при за­щи­те хра­ма, то бу­дут ра­до­вать­ся в тор­же­ству­ю­щей Церк­ви Небес­ной. Ви­дя та­кую ре­ши­мость на­ро­да, пра­ви­тель не по­смел вы­пол­нить сво­е­го на­ме­ре­ния.

Неко­то­рое вре­мя спу­стя, ко­гда в го­ро­де на­ча­лось язы­че­ское празд­не­ство и мно­же­ство лю­дей со всей окру­ги при­шло в Ан­тио­хию, свя­той Ро­ман на­чал об­ли­чать идо­ло­по­клон­ство и при­зы­вал всех сле­до­вать за Хри­стом. Его схва­ти­ли и под­верг­ли му­че­ни­ям. Во вре­мя пы­ток му­че­ник уви­дел в тол­пе свя­то­го от­ро­ка-хри­сти­а­ни­на Ва­ру­ла и, ука­зы­вая пра­ви­те­лю на него, ска­зал: "Юный от­рок ра­зум­нее те­бя, до­стиг­ше­го ста­ро­сти, по­то­му что он зна­ет Ис­тин­но­го Бо­га. Ты же по­кло­ня­ешь­ся идо­лам". Пра­ви­тель Ас­кли­пи­ад при­ка­зал при­ве­сти маль­чи­ка к се­бе. На все во­про­сы пра­ви­те­ля Ва­рул твер­до и без стра­ха ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста, Еди­но­го Бо­га. Раз­гне­ван­ный Ас­кли­пи­ад по­ве­лел же­сто­ко из­би­вать му­че­ни­ка Ва­ру­ла, а за­тем обез­гла­вить его. Пе­ред смер­тью свя­той от­рок по­про­сил свою мать, ко­то­рая при­сут­ство­ва­ла при каз­ни, дать ему пить, но мать умо­ли­ла его пре­тер­петь все му­че­ния за Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Она са­ма при­к­ло­ни­ла го­ло­ву сы­на на пла­ху, а по­сле каз­ни по­греб­ла его († 303).

Му­че­ник Ро­ман был при­го­во­рен к со­жже­нию, но вне­зап­ный ли­вень по­га­сил огонь. Свя­той стал про­слав­лять Хри­ста и ху­лить язы­че­ских бо­гов. Пра­ви­тель при­ка­зал от­ре­зать ему язык, но, и ли­шен­ный язы­ка, свя­той Ро­ман про­дол­жал гром­ко сла­вить Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли при­го­во­ри­ли его к по­ве­ше­нию († 303).

Тропарь Мученикам Платону и Роману, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.