В Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли торжественные богослужения в честь Собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных
Богослужения возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко, иерей Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.В.
Накануне вечером, 20 ноября, в храме было совершено Всенощное бдение с чтением акафиста Архангелу Божию Михаилу. Под сводом Собора голоса духовенства, певчих и прихожан слились в согласный хор и вознесли славу Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам Бесплотным: «Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами».
21 ноября, в Седмицу 22-ю по Пятидесятнице, состоялась праздничная Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф. 13:24–30, 36–43 (зач. 52). Лит. – Бесплотных: Евр. 2:2–10 (зач. 305). Лк. 10:16–21 (зач. 51).
От Луки святое Благовествование
10.16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
10.17. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
10.18. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
10.19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
10.20. однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
10.21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Слова, сказанные Спасителем после возвращения апостолов из проповеднического путешествия о ниспадении сатаны, мы встречаем только у евангелиста Луки. Это его «особое предание», которое он доносит до нас в контексте борьбы Господа с духами злобы.
Давайте вспомним, что общественное служение Спасителя начинается после пребывания Иисуса Христа в пустыне. Это была личная борьба Мессии с сатаной, где Господь одержал блистательную победу. Теперь Он делегирует эту победу и Своим ученикам, подчеркивая полномочия Сына Божия, которые восходят к Небесному Отцу.
В представлении Священного Писания – Ветхого Завета – «сатана», что буквально означает «обвинитель», по-славянски – «клеветник», предстает в роли главного прокурора в небесном совете Бога. К примеру, в Книге Иова мы читаем:
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов, 1, 6–7).
Но действия сатаны не просто направлены на поиск тех, кто преступает повеления Божии, он возводит клевету на людей, более того, сам провоцирует делать то, в чем впоследствии сможет их обвинить.
Антиохийский Собор 363 года указывает, что не было времени, когда Сына Божия не было; Он предвечен. И Спаситель Сам открывает Свое предвечное существование, говоря: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18).
Сатана стал князем мира сего (Ин. 14, 30), завладев жизнями посредством внушения людям противления воле Божией, иначе сказать – совратив людской род ко страстям, которые, словно змеи, сплетаются в душе человека, спутывая праведные мысли, и жалят, как скорпионы, ядом греха, умертвляя духовную жизнь. Поэтому Спаситель и говорит: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10, 19), то есть дает всем верным Своим последователям Божественную силу противостоять грехам, страстям и порокам.
Каждый раз, когда мы сталкиваемся с грехом в нашей жизни, мы должны помнить, что Бог не оставляет нас ни на минуту в нашей борьбе против сатаны и его прислужников – бесов. Он всегда готов прийти к нам на помощь в Своей великой Божественной силе, которую открывает в бесчисленном воинстве архангелов и ангелов, тех служебных духов, которые всегда стоят на стороне Истины.
Каждый раз, одерживая, с помощью Божией и содействием святых ангелов, победу над любым грехом, мы радуемся. Однако будем помнить, что подлинная радость христианина не в победе над бесами. Подлинная радость в завершении дела спасения, в том, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20), как говорит Господь, когда мы станем гражданами Небесного Иерусалима, Нового Царства Божьего.
Тропарь Небесным Чинам Бесплотным, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Перевод:
Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак Небесным Чинам Бесплотным, глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Величание Небесным Чинам Бесплотным
Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.
СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
Этот праздник установлен Православной Церковью в IV столетии за несколько лет до Первого Вселенского Собора. В те далёкие времена были очень распространены различные культы, которые славили ангелов, чуть ли не наравне с самим Господом Богом — люди даже приносили им жертвы. Видя все эти безумия, святые отцы осудили подобное языческое отношение к ангелам, и установили православное их почитание, как верных служителей Божиих и добрых хранителей человеческого рода.
Действительно, существует мир, населённый святыми, бесплотными духами, созданными Богом, ещё до сотворения нашего видимого мира. Их называют ангелами, что в переводе означает «вестник». Они непрестанно служат Господу, славят Его, передают Его святую волю людям и защищают их от козней падших ангелов, именуемых бесами.
Всего, по свидетельству святого Дионисия Ареопагита, насчитывается девять ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. И над всем этим великим бесплотным Воинством Небесным Господь поставил начальником и вождём святого архистратига Михаила.
Именно Михаил в тот самый день, когда сатана, сам бывший некогда ангелом, отступил от Бога, воскликнул, обращаясь к другим светлым духам: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу!», после чего вместе со всеми девятью чинами ангельскими вознёс хвалебную песнь Святой Троице.
Ангелы часто появляются на страницах Священного Писания, возвещая и сопровождая великие и судьбоносные моменты жизни рода человеческого. Кроме того в Таинстве Крещения каждому человеку приставляется особый Ангел Хранитель, который призван помогать ему во всех благих начинаниях и наставлять его на путь обретения Царствия Божия. Причём, греховная жизнь отдаляет этого светлого хранителя от человека, в то время как усердная молитва, покаяние и исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа открывают ангелу путь к сердцу христианина.
НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО
Сегодня, в день церковного праздника в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, мы вспоминаем, кроме самого Архангела Михаила, и ещё нескольких архангелов, имена которых нам известны — это Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).
Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.
Архангел Гавриил
Имя архангела Гавриила переводится, как «Сила Божия». Этот вестник Бога всегда являлся людям, чтобы сообщить им о грядущем спасении рода человеческого. Так именно он явился пророку Даниилу и возвестил ему о будущих временах и о пришествии Спасителя, которое произойдёт через «семьдесят седмин» (Дан. 9, 20-27). Также, архангел Гавриил возвестил родителям Иоанна Предтечи о скором его рождении, и самое главное: именно этот архангел принёс Деве Марии, а с Ней и всему человечеству, радостную весть о том, что настало время Рождества Христова.
Согласно Преданию, архангел Гавриил был тем, кто укреплял Спасителя в ту страшную ночь, когда Он молился в Гефсимании. Также он сообщил Богородице о Её скором Успении.
На иконах архангел Гавриил изображается часто с цветущей райской ветвью в руке, которую он принес Божией Матери в день Благовещения.
Архангел Рафаил
Архангел Рафаил почитается как целитель людских недугов и помощник путешественников. Имя его с еврейского языка переводится, как «Исцелил Господь».
Архангел Рафаил упоминается в Писании в «Книге Товита», где описывается, как он под видом человека сопровождал праведного Товию, спасал его от напастей в дороге и освободил от беса Сарру, ставшую женой Товии. Отца же Товии архангел излечил от болезни глаз.
Так заповедал архангел Рафаил праведному Товии и его сродникам перед расставанием: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело — благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедовать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его» (Тов. 12, 6).
Архангел Уриил
Имя его следует понимать, как «Свет Божий» или же «Огонь Божий». О нём повествуется в неканонической книге Библии под названием «Третья книга Ездры», где он открывает священнику Ездре Божественные тайны.
Здесь этот архангел предстаёт в качестве просветителя, открывающего людям полезные для них знания о сокровенных путях Божиих. Также считается, что он воспламеняет сердца любовью к Господу и истребляет из них вредные для спасения мирские привязанности.
Архангел Селафиил
Имя Селафиил означает «Молитва к Богу». О нём говорится также в Третьей книге Ездры. Но кроме того считается, что именно об этом архангеле повествует Книга Бытия, в том месте, где говорится о спасении неким ангелом жены Авраама Агари от смерти.
Этот архангел почитается, как усердный молитвенник о людском спасении и здравии, который и самих людей всегда побуждает и призывает к молитвенному деланию. Изображается он стоящим на молитве — с глазами, опущенными вниз, и с руками благоговейно сложенными на груди.
Архангел Иегудиил
Имя Архангела Иегудиила можно перевести, как «Хвала Божия». Считается, что он является небесным покровителем и помощником всех, кто трудится ради Господа. Он также ходатайствует и о даровании духовных благ за праведные труды.
Часто его изображают держащим в руках корону и бич. Корона свидетельствует о награде для праведников, а бич напоминает о наказании грешников.
Архангел Варахиил
Имя этого архангела означат «Благословение Божие». О нём известно очень мало, но считается, что через него людям преподаётся благословение Божие на всякое доброе делание. Изображается он с цветами (в руке, или на одежде).
Архангел Иеремиил
Имя Иеремиил переводится, как «Возвышение к Богу» или «Высота Божия». Архангел Иеремеил появляется на станицах Третьей книги Ездры, где совместно с архангелом Уриилом рассказывает священнику Ездре о конце времён.
По традиции считается, что архангел Иеремиил помогает людям вернуться к Богу, внушает добрые и спастельные помыслы.
Ангелы постоянно исполняют волю Божию, и настолько утвердились в добре, что по благодати Божией, уже не могут впасть во зло. Они кажутся более совершенными, чем мы, однако человек — это венец творения. Он имеет душу и тело, и так соединяет в себе небесное и земное.
Но Божии ангелы, в отличие от людей, всегда исполняют волю Господа, чему и нам следует у них поучиться, чтобы не отпасть от Бога, как это произошло с диаволом. Нам дана свобода воли: жить с Богом, или без Бога.
Но нужно помнить, что наша земная жизнь есть подготовка к вечности — как проживём жизнь, такое получим и воздаяние. Будем же, пока живы, пока есть силы, стремиться к Господу!