Сегодня 10.11.2024, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III),  свт. Димитрия, митрополита Ростовского (1709)Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черенко и иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:19–31 (зач. 65). Лит. – Гал.1:11–19 (зач. 200). Лк.8:26–39 (зач. 38). Свт.: Евр.7:26–8:2 (зач. 318). Ин.10:9–16 (зач. 36). 

От Луки святое Благовествование

Святой апостол и евангелист Лука

8.26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

8.27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

8.28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

8.29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

8.30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.

8.31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

8.32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

8.33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

8.34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

8.35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

8.36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

8.37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

8.38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

8.39. возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Продолжая дело проповеди Царствия Божия, Господь и ученики Его прибыли в Гадаринскую страну, названную так по имени находившегося в ней города Гадары, входившего в число городов Десятиградия. На берегу Господа встретил человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (Лк. 8, 27).

Человек, одержимый бесами, представлял слишком большую опасность для людей и потому жил в горных пещерах, называвшихся гробами, ведь в таких или подобных им искусственных пещерах хоронили умерших.

Величие и всемогущество Сына Божия привело нечистых духов в ужас. И вот бесноватый вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). На вопрос Христа: как тебе имя? (Лк. 8, 30), – бесноватый ответил: «легион», указывая тем самым на обитание в нем несметного количества нечистых духов, которые просили Господа, чтобы Он не повелел им идти в бездну (Лк. 8, 31), а позволил им войти в большое стадо свиней, пасшееся неподалеку, при горе.

Господь разрешил им войти в стадо, и свиньи, взбесившись, бросились с крутизны в озеро и утонули; бесноватый же стал здоров. Тогда Спаситель повелел исцеленному: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог (Лк. 8, 39).

Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что, только обратившись к Богу, каждый из нас может отбросить свои греховные наклонности, исцелиться от лени, уныния, тщеславия и других духовных болезней. Для этого необходимо прийти и поклониться Господу, имеющему власть исцелять, просвещать светом истины, даровать спасение и истинную свободу, которую мы обретаем в исполнении воли Божией.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь воскресный, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Кондак воскресный, глас 3

Воскре́сл еси́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА, НАРЕЧЕННАЯ ПЯТНИЦА (III)

Великомученица Параскева названа своими благочестивыми родителями «Пятницею» в память великих Страданий Христовых, произошедших в этот день недели, и отмечаемый православным христианами и в настоящее время постом. Имя «Параскева» с греческого языка и переводится как «Пятница».

Родилась мученица Христова в III веке в городе Иконии, что в Малой Азии. Очень рано осиротев, она решила посвятить свою жизнь просвещению язычников истинной верой. Параскева приняла обет девства и решительно отвергала все предложения о замужестве. Она стала невестой Христовой и достойно несла свой венец: помогала страждущим, питала голодающих, окормляла странников. Все свое имущество святая тратила на благие дела, уготовляя себе нетленное жилище в Царствии Божием.

Однажды в город, где жила Параскева, пришел военачальник императора Диоклетиана, славившегося своей ненавистью к христианам. На верующих во Христа были воздвигнуты тяжелейшие гонения. Доносчики указали жестокому язычнику на Параскеву, которая открыто славила имя Иисуса, Сына Божиего. Отыскав ее, военачальник приказал Параскеве принести жертву языческим богам. Святая угодница Божия отказалась сделать это, за что была подвергнута кровавым пыткам: ее тело повесили на дерево и железными гвоздями язвили ее до костей. Еле живую Параскеву бросили в темницу. Там Господь исцелил Свою угодницу, однако, даже увидев это, мучители не вразумились чудом и с большею силою начали пытать Параскеву. Ее вновь подвесили на дерево и жгли факелами пока, наконец, не отсекли ей голову. Так окончила свой земной путь святая великомученица Параскева, называемая Пятницею.

Как нам повествует святитель Димитрий Ростовский, на другой день после кончины святой Параскевы, «беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг: упавший военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу. Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла ко Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь и поклонение во веки, аминь».

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ (1709)

Не бойся смерти, но готовься к ней, ведя святую жизнь.
Если будешь готовым к смерти 
 перестанешь ее бояться.

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский родился в середине 17 столетия неподалёку от Киева. Благочестивые родители нарекли сына Даниилом и воспитали его глубоко верующим христианином. В 1662 году мальчик начал учёбу в Киево-Могилянской коллегии. Он с успехом изучил греческий и латинский языки и многие классические науки. А 9 июля 1668 года будущий святитель принял монашеский постриг с наречением имений Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До 1675 года молодой инок проходил послушание в Кирилловом монастыре Киева, где и начал свои литературные труды. Весной 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха. Несколько лет после этого он проповедовал на Украине, в Литве и Белоруссии, был игуменом двух монастырей, и, наконец, в 1684 году был направлен в Киево-Печерскую Лавру. Тогдашний настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокий духовный настрой Димитрия, его образование, склонность к науке, а также явный литературный талант, поручил ему составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С этого момента Димитрий посвятил всю дальнейшую свою жизнь выполнению этого масштабного, столь нужного для Церкви труда. Работа над житиями требовала напряжения всех его сил. Необходимо было собрать и переработать множество разрозненных исторических источников, древних документов, и изложить жития святых языком, одновременно высоким и доступным для понимания. Двадцать лет трудился святитель и Господь не оставлял его без Своей помощи. Одновременно с этой работой архимандрит Димитрий был настоятелем в разных обителях. Вскоре на его труды обратил внимание Патриарх Адриан. В 1701 году 23 марта подвижник был хиротонисан в митрополита и направлен в Тобольск, а с 1702 года стал Митрополитом Ростовским.

По сей день в духовных трудах и проповедях святителя Димитрия многие русские богословы находят силы для творчества и молитвы. Для всех верующих он остается примером истинного, самотверженного служения Господу. После блаженной кончины святителя 28 октября 1709 года, обнаружилось, что у него не было никакого личного имущества, кроме книг и рукописей.

Мощи святого Димитрия Ростовского были обретены нетленными в 1752 году и прославились множеством чудесных исцелений.