ЧУДО НА ПЕПЕЛИЩЕ

Доказательств истинности Православной христианской веры не счесть. И каждый день Церковь своими богослужениями свидетельствует это — каждый день мы вспоминаем жизни святых и события, которые с радостью и так явно говорят нам, что мы на самом верном пути, что впереди Бог.

Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает день освобождения России от польских интервентов в далёком 1612 году. Это произошло больше, чем четыреста лет назад! И какое дело нам, ныне живущим, до такого далёкого прошлого?! Однако важно помнить, что означало бы для России польское владычество, если бы оно тогда утвердилось — скорее всего это бы привело к угасанию не только православной веры, но и русского народа в целом, для которого Православие всегда было важнейшей частью национального самосознания. Ведь даже ордынцы-мусульмане не запрещали Православие, в то время как захватчики-католики (которыми были поляки) однозначно превратили бы русских во второсортных подданных Римской католической церкви, и, в конечном счёте — в серую массу, потерявших национальную идентичность людей, забывших свою веру, обычаи и даже родной язык. Но Господь не оставил нас…

«Невероятное стечение обстоятельств»

Так охарактеризовал  бы скептик то, что произошло летом 1579 года в Казани. Прошло всего 25 лет с тех пор, как этот город был покорён войсками Ивана Грозного. В бывшей столице ханства жило множество мусульман, которые упорно сопротивлялись не только российскому владычеству, но ещё больше — Православной вере, которую исповедовали русские люди.

И вот летом 1579-го Казань охватил страшнейший пожар. Многие открыто смеялись над православными, ведь всем казалось, что Бог их явно оставил и не защитил… И вот оно «Невероятное стечение обстоятельств»: на пепелище одного из домов была обнаружена икона Богородицы, чудесами своими прославившаяся впоследствии далеко за пределами  России, ставшая явным знаком особой милости Пресвятой Девы Марии к Русской земле — это была та самая Казанская икона Божией Матери. И тогда зазвонили колокола на уцелевших от пожара храмах, в изобилии стали происходить исцеления от новой удивительной иконы. Христианству на новой земле быть — это поняли многие.

И самое удивительное, что чудотворный образ нашла никому не известная маленькая девочка, а принял на руки также никому тогда не известный простой священник Ермолай, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Ермоген, ставший вместе с Казанской иконой символом освобождения России. А ещё до своего патриаршества этот святой приложил немало усилий для проповеди христианства среди иноверцев.

Пепелище

Через несколько десятилетий после описанных событий подошла к своему закату древняя царская династия Рюриковичей, и вскоре наступило смутное время…  Кризис власти, иностранная интервенция, голод, обман и предательство поселились на Русской земле.  Многие города трижды присягали на верность троим явным самозванцам, которые провозглашали себя «чудом выжившими царевичами Димитриями»; родовитые бояре хищно боролись за власть и открывали ворота столицы иностранным захватчикам — полный хаос.  В это время страна, наверное, представляла из себя ещё большее пепелище, чем Казань в 1579 году. И именно на эти годы — начало XVII века — выпало патриаршество священномученика Ермогена.

Святой Патриарх практически в одиночку до последнего своего вздоха противостоял предателям и захватчикам Москвы — он понимал, что это война не просто за государство, но — за веру.

Его заточили в темнице, морили голодом и требовали одного: чтобы он признал власть католического королевича и перестал поддерживать в русских… патриотические чувства. Это врагам было нужно, как воздух, ведь поляки отлично понимали: какое огромное значение имеет тот факт, что арестованный, измученный Патриарх не признаёт их и не сдаётся — они отлично видели, что послания святого Ермогена к жителям России и его призывы к борьбе за Отечество находят в сердцах людей живой отклик.

Смерть и Вечная жизнь

Так и не сломив сопротивления Патриарха, поляки убили его медленной смертью — святой скончался от голода в 1612 году. Но и здесь враги православной веры просчитались, потому, что очень скоро уже с высоты Царствия Небесного, священномученик Ермоген, конечно увидел, какое действие возымели его пламенные послания — он увидел, как русские войска освобождают Москву, осенённые всё той же Казанской иконой Пресвятой Богородицы, которую он когда-то впервые принял на руки среди разорённой пожаром Казани — круг замкнулся. И вряд ли тут уместно даже подумать о каких-то там совпадениях…

ТО, ЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМ О КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ

С давних времен пред этой иконой молятся о прозрении сле­пых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия инопле­менных, о заступлении в тяжелые вре­мена, об исцелении всякой немощи телесной, ею благословляют вступа­ющих в брак...

Скольких обратил этот образ к Богу, скольких спас! Сколько народов он объединяет!

Достаточно зайти в любой храм и увидеть людей разных национальностей. Православ­ный - уже не значит русский.

Но мно­го ли мы знаем об этой иконе? Попол­нить свой кругозор никогда не поздно и наше собрание интересных фактов поможет в этом.

ОЗАРЯВШАЯ ПУТЬ

Вместо карт и глобусов, наши воины не раз полагались на помощь Богородицы, и икона всегда ука­зывала верный путь. Так, с Казан­ской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Гре­ции, тяжело больной архиепископ Элассонский Арсений. Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши мо­литвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль. Случилось это в 1612 году, 22 октября (ст.ст.) — 4 ноября по но­вому стилю.

ЛЮБВИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Не только государственным му­жам и дружинам указывала путь ико­на — по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители. И на Венчании одна из самых частых икон — именно «Казанская». Трогатель­ный образ Богоматери напоминает невесте о том, что она должна быть покорной и доброй помощницей сво­ему супругу и чадолюбивой матерью.

ВМЕСТО ОРУЖИЯ — ВЕРА

Не все знают, что именно эту ико­ну во время Великой Отечественной войны привозили на самые трудные участки фронта. Вот, что рассказыва­ет один офицер во время штурма Ке­нигсберга 1944 года: «Наши войска уже совсем выдохлись. Вдруг видим: приехал командующий фронтом и с ним священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут...». Но ко­мандующий быстро прекратил вся­кие шутки, приказал всем построить­ся. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех пере­бьют! И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекрати­лась, как оборвалась. Произошло не­вероятное: немцы тысячами сдава­лись в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Богородица».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Возвращение Казанской иконы Божией Матери

Один из списков Казанской ико­ны Божией Матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоцен­ным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и пода­рен Папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 года. Желание передать эту икону Русской Православной Церк­ви высказывалось Папой уже очень давно. После долгих переговоров и комиссий Католическая Церковь при­нимает решение передать список Ка­занской иконы без всяких условий. И вот 25 августа 2005 года в Риме про­шло торжественное прощание с ико­ной. Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимает­ся, с одной стороны, как великая ми­лость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества.

ШЕСТВИЕ ЦЕРКВИ К БОГУ

С древних времен огромнейшее значение на земле Русской имели крестные ходы. И сегодня кажет­ся, что крестных ходов стало даже больше. Словно богослужение, пере­дающее шествие Церкви к Господу, крестные ходы с Казанской иконой наиболее ярко показывают силу веры христиан. Сотни городов еже­годно организуют шествие как вокруг храмов, так и вокруг городов, прохо­дя сотни километров. И наша много­национальная республика ежегодно осеняется крестными шествиями, да­руя надежду на Божью милость.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ОБЪЯВИЛ

ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДЛИННИКА МОСКОВСКОГО СПИСКА

ЧУДОТВОРНОЙ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ XVI ВЕКА

4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Успенский собор Московского Кремля с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. У врат Успенского собора секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков и благочинный Воскресенского церковного округа Московской (городской) епархии, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев приняли великую святыню и перенесли на престол в алтаре Успенского собора.

После входных молитв и облачения Его Святейшества чудотворную Казанскую икону вынесли из алтаря на солею. Поднявшись на солею, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Икона была украдена в 1918 году из Казанского собора на Красной площади г. Москвы. Место ее нахождения до последнего времени оставалось неизвестным.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы все являемся свидетелями очень важного исторического события. Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Божией Матери, Казанского и Московского. Хотя образ был обретен раньше, но он никогда не был представлен людям, а находился в Патриаршей келье, потому что многое нужно было выяснить, перед тем как сказать, что это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории. Имею в виду средние века, когда решалась судьба России, когда враг, поляки, находились в Москве и избавление от этого врага означало, будет ли Россия свободной страной или окажется в вечной зависимости от иноземцев.

Образ датирован 1580 годом — это как раз то самое время. Мы знаем, что перед этим образом молился князь Пожарский, перед тем как начать наступление на Кремль. Знаем, что перед этим образом он молился также, когда должен был начать наступление на Новодевичий монастырь, в то время ставший укреплением польской армии. Другими словами, перед этим образом он молился всякий раз, когда вступал в решительную схватку с польскими интервентами. И знаем, что эти молитвы были услышаны. Царица Небесная простерла Свой Покров, Русская земля была освобождена, и в память об этом величайшем событии князь Пожарский на свои деньги строит на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Этот храм и сейчас существует, но он воссоздан на том же месте, где князем Пожарским был построен первоначальный храм — для того, чтобы поместить в него ту самую икону, перед которой он молился.

А потом икона из этого храма исчезает. Самая распространенная версия — икону украли, и эта идея развивалась в разных вариантах: украли и вывезли за границу, давно перепродали, а может, иконы уже и вовсе нет, или она в глубинах личных коллекций и, наверное, никогда больше не будет явлена миру. Но оказалось, что это не так. Икона оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи.

Благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества. Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской Православной Церкви.

Скажу несколько слов о том, как была обретена эта святыня. Конечно, никто не связывал именно эту икону с первоначальным образом. Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкино и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрел этот образ. Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон. Кто-то называет это не вполне легальным действием, кто-то говорит, что это просто точные копии. Другими словами, у меня была полная уверенность, что это одна из таких копий; я не мог себе представить, что могло быть нечто иное. Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский.

Это событие можно назвать историческим. Я не сразу решился на то, чтобы обо всем этом сказать в храме, но потом понял, что таить эту историю невозможно. О ней должен узнать наш народ и весь мир. И вот сегодня происходит это событие. Вы видите перед собой подлинник, чудотворный Казанский образ Божией Матери, перед которым молились Пожарский, Минин и который спас наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей общенациональной святыней, и я радуюсь тому, что наконец имею возможность обо всем этом открыто сказать.

Еще раз подчеркну, что не сразу решился открыть эту тайну. Но после тщательнейшего изучения и самого образа, и обстоятельств, связанных с его историей, когда у меня не осталось ни малейших сомнений, что передо мной подлинник, я принял решение именно в этом святом храме рассказать нашему народу, всем вам, мои дорогие, а через вас всему миру о великом событии — обретении чудотворного образа Богоматери, которая явилась Спасительницей нашего народа в тяжелейшие моменты истории, когда решался вопрос, быть или не быть Москве, а значит, быть или не быть всему нашему народу и нашей стране.

Будем надеяться, что эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время, и Отечество наше обережет от врагов и внешних, и внутренних, как я часто говорю. Надеюсь, под ее покровом будет проходить мирно и благополучно наша жизнь. Но чтобы было так, еще и еще раз скажем, что есть непременное условие сохранения России, — это сохранение православной веры.

И сейчас я обращаюсь не только к тем, кто в храме, но и к тем, кто крещен, но не воцерковлен, кто называет себя православным, но православным не является ни по образу жизни, ни по молитвам своим, ни по всему тому, что отделяет человека верующего от неверующего. Настало время обновить наше Православие, обновить нашу веру. Не в смысле внешнего обновления, как это делали неудачники-реформаторы, но с точки зрения актуализации веры для каждого из нас и для всего нашего народа. Думаю, настало такое время, и неслучайно дивный чудотворный образ, перед которым молились и Минин, и Пожарский, именно сегодня в этом святом храме является Церкви нашей, народу нашему и всему миру.

Пресвятая Богородица, храни нас, землю Русскую, Церковь нашу, народ наш от всякого врага и супостата! Аминь.

Святейший Патриарх Кирилл благословил

чудотворным образом Божией Матери участников богослужения.

При пении величания икона была перенесена на аналой в центре Успенского собора.