Сегодня 03.11.2024, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:11–18 (зач. 64). Лит. – 2Кор.11:31-12:9 (зач. 194). Лк.16:19–31 (зач. 83). Прп.: 2Кор.9:6-11 (зач. 188). Лк.6:17–23 (зач. 24).
От Луки святое Благовествование
16.19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
16.20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
16.21. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
16.22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
16.23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
16.24. и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
16.25. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
16.26. и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
16.27. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
16.28. ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
16.29. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
16.30. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
16.31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Евангельская притча о богаче и нищем Лазаре повествует об ужасных последствиях неправильного употребления богатства человеком. Два человека, о которых говорится в притче, живут разной жизнью. Богач проводит жизнь в роскоши. Он одевается в порфиру и виссон, пышные дорогие одежды, и ежедневно питается изысканными кушаньями, совсем не замечая, что у его ворот лежит нищий Лазарь. Имя Лазарь является латинским вариантом древнееврейского имени Елеазар, которое можно перевести как «Божия помощь».
И этот нищий, покрытый ранами и струпьями, желает всего лишь напитаться крошками, падающими со стола богача, но и это ему недоступно. Никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя этим их заживлению.
После смерти положение их переменилось: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Так у евреев обозначалось беспечальное состояние праведников, отошедших из земной жизни.
Богач же, строго наказанный за то, что не замечал горя ближнего, был низвергнут в ад, и, находясь в муках, видя вдали Авраама и Лазаря на лоне его, просит: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16, 24).
Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается теперь соразмерно со своими прежними мучениями, так и богач страдает соразмерно со своим прежним беспечным весельем, а между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, которая соответствует нравственной пропасти, разделяющей тех и других.
Познав теперь все безумие прожитой им жизни, богач просит Авраама послать Лазаря предупредить братьев своих, дабы они не следовали примеру его жизни, на что Авраам отвечает: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29). Богач же признается, что только необыкновенное явление умершего может образумить их. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, то всякие другие уверения окажутся напрасными.
Нам же необходимо помнить, что в будущем веке каждый получит воздаяние от Бога соответственно тому, как он прожил на земле. Если богатый тратит состояние только для своего удовольствия, не помогая бедным, не думая о вечной участи своей души, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания и скорби, посылаемые Господом для научения заповедям любви и веры, сострадания друг к другу, наследуют вечную блаженную жизнь в Царствии Небесном.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
Тропарь воскресный, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Кондак воскресный, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод: Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.
Преподобный Иларион Великий (371-372)
Преподобный Иларион Великий родился в конце III века в Палестине и принял святое Крещение в городе Александрии, куда был послан на учёбу. Однажды он услышал о преподобном Антонии Великом и отправился к этому подвижнику для того, чтобы научиться у него жизни во Христе. Скоро Иларион вернулся в Палестину. Мать и отец его к этому времени уже умерли. Тогда Иларион раздал всё своё имущество нуждающимся и стал жить в пустыне недалеко от города Маиума. Здесь он усиленно молился и без устали трудился. Дьявол насылал на Илариона самые разные греховные помыслы, пытался привести его душу в смятение при помощи призраков и видений. Но все эти козни святой побеждал непрестанной молитвой ко Господу.
Однажды на Илариона напали грабители, но, поговорив со святым, были настолько потрясены, что оставили свою разбойную жизнь и раскаялись. Скоро уже вся Палестина знала о новом угоднике Божием. Господь благословил Илариона изгонять из людей бесов, и многие одержимые спаслись, прибегая к молитвенной помощи этого пустынника. Страждущие приходили и просили у Илариона исцеления от болезней, и преподобный помогал всем бесплатно, постоянно повторяя, что благодать Божия не продается. Многие под вилянием этого святого принимали иноческий постриг, и, получив благословение старца, возводили обители по всей Палестине.
Скончался преподобный Иларион примерно в 371 году на острове Кипре.
Тропарь Преподобному Илариону Великому, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нной, сия́я чудесы́,/ Иларио́не, о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иларион, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак Преподобному Илариону Великому, глас 3
Я́ко свети́льника незаходи́маго, у́мнаго тя Со́лнца,/ соше́дшеся днесь восхваля́ем в пе́снех,/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неве́дения,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́, Иларио́не./ Те́мже вопие́м:// ра́дуйся, о́тче, всех по́стников основа́ние.
Перевод: Как незаходящее светило - духовное солнце, собравшись сегодня прославим тебя в молитвенных песнопениях, ибо ты воссиял находящимся во тьме неведения, всех возводя на Божественную высоту, Иларион. Потому взываем: «Радуйся, отче, всех постников основание».