Сегодня 02.11.2024, Седмица 19-я по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Богослужение в соборе святых апостолов Петра и Павла началось с заупокойной Литургии, по окончании которой была отслужена панихида. Божественную Литургию возглавил иерей Сергий Сафонеев, ему сослужил Максим Черненко. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: 1Кор.15:58-16:3 (зач. 164). Лк.7:1–10 (зач. 29). За упокой: 1Сол.4:13-17 (зач. 270). Ин.5:24–30 (зач. 16).
Накануне родительской субботы в соборе был отслужен заупокойный парастас. ПАРАСТАС — это самая важная часть богослужения, посвященного ушедшим от нас в мир иной. Слово Парастас греческое, переводится как ходатайство или предстояние — т. е. ходатайство Церкви перед Богом с молитвой за тех, кто уже не может ничего изменить в своей жизни. Основное содержание Парастаса — это чтение полностью 17-ой кафизмы, состоящей из одного самого большого в Псалтири 118-ого псалма, начинающегося словами: «Блаженны непорочные в путь ходящии в законе Господне. Блаженны испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его...».
17-ая кафизма называется иногда заупокойной. Она делится на 2 части, статии, читается с двумя остановками, во время которых идет молитва и перечисление имен усопших, указанных в записках и помянниках. Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-ом стихе: «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя».
От Луки святое Благовествование
7.1. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
7.2. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
7.3. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
7.4. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
7.5. ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
7.6. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7.7. потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
7.8. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
7.9. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
7.10. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о чудесном исцелении Господом слуги капернаумского сотника, то есть офицера, стоявшего во главе римского воинского гарнизона из сотни воинов. Сотник, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, был язычником по рождению, но расположен к иудейской вере, доказательством чего служит построение им синагоги. Он много слышал о чудесах, совершенных Господом, и, узнав о прибытии Его в Капернаум, послал к Нему посольство из старейшин синагоги просить прийти Христа, чтобы исцелить его слугу.
По свидетельству евангелиста Луки, слуга сотника был болен при смерти (Лк. 7, 2). По римскому закону раб был живым бесправным орудием. Обычно нетрудоспособного раба выбрасывали на улицу умирать. Отношение же сотника к своему рабу было совсем иным: уважение и глубокая человечность, готовность приложить все усилия, чтобы спасти его.
Несмотря на то, что сотник привык командовать другими людьми, перед истинным величием Господа он проявил удивительное смирение: не смея лично прийти ко Спасителю, он попросил своих друзей из числа иудеев пойти за Ним. Начальники синагоги явились ко Христу и просили Его исполнить просьбу сотника, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу (Лк. 7, 4–5).
Господь по Своему человеколюбию и Своей беспредельной любви к страждущему человечеству пошел с ними к сотнику. И когда шествие приближалось к дому, где лежал умирающий, сотник, считая себя недостойным принять Спасителя под кров свой, послал к Нему навстречу своих друзей сказать Христу: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой (Лк. 7, 6–7).
Сотник знает, что одного слова Христова достаточно, чтобы исцелить его слугу на расстоянии. Смирение и сила веры язычника настолько тронули Спасителя, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры (Лк. 7, 9), подразумевая весь еврейский народ. Друзья сотника, вернувшись в дом, нашли его слугу уже выздоровевшим.
Господь обращается к сердцу каждого человека. И слова сегодняшнего евангельского чтения призывают нас к смиренной живой вере, жертвенной и пламенной молитве, проявлению любви и милосердия, ко спасению. Служа своим ближним, которые ждут нашей помощи, мы ступаем на стезю деятельной евангельской любви, что преображает мир вокруг нас и позволяет стяжать такую веру, какая была у римского сотника, и именно такая вера открывает человеку вход в Царствие Божие.
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА:
ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ, ТРАДИЦИИ, МОЛИТВЫ
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Традиции
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.