В день празднования

Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и

Приснодевы Марии,

в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли торжества

по случаю престольного праздника.

 

Богослужения возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.В. 

Накануне вечером, 13 октября, в храме было совершено Всенощное бдение с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Под сводом Собора голоса духовенства, певчих и прихожан слились в согласный хор и вознесли славу Пресвятой Богородице: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

 

14 октября, в Седмицу 19-ю по Пятидесятнице,  состоялась праздничная Божественная Литургия. 

Перед началом Божественной Литургии был отслужен водосвятный молебен в честь престольного праздника.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 1:39–49, 56 (зач. 4). Лит. – Богородицы: Евр. 9:1–7 (зач. 320). Лк. 10:38–42, 11:27–28 (зач. 54).

От Луки святое Благовествование

Святой апостол и евангелист Лука

10.38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

10.39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

10.40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

10.41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

10.42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

11.27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

11.28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Описание события посещения дома Марфы и Марии Иисусом Христом в Вифании мы встречаем только у евангелиста Луки. Это его собственное предание, которое, возможно, он лично услышал из уст одной из сестер, собирая историю земной жизни Спасителя.

Если выразить в двух словах данный евангельский отрывок, то речь в нем идет о слушании слова Господня, что является отличительной характеристикой последователей Христа. Мы знаем много примеров, когда люди изучали Священное Писание, но без веры, без действия благодати Святого Духа оставались к нему глухи.

Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его (Лк. 10, 38–39). Описанный Лукой факт в иудейской среде был весьма необычным и даже соблазнительным. Женщины принимают в свой дом известного Учителя, и одна из них даже садится у Его ног. Это могло восприниматься среди евреев как что-то неприличное. Гостеприимство – дело хозяина дома, никак не женщины. Да и сидение у ног Учителя – это традиционные отношения учителя и ученика. Никакому иудейскому учителю не пришло бы в голову иметь у себя в учениках какую-то женщину. Но Господь был не просто Учителем.

В этом повествовании мы видим подлинное отношение Бога к Своему творению. Он не взирает ни на пол, ни на возраст. Для Него важно сердце человека, к которому Он приходит, важно, насколько человеческое сердце способно принимать семя евангельской проповеди. А потому, когда суетливая Марфа обращается к Спасителю со словами осуждения своей сестры, не помогавшей ей в гостеприимном служении, Он говорит ей: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41).

Безусловно, мы живем в мире, где нельзя оставить заботу о насущном. Да и Господь не раз наставлял учеников быть внимательными по отношению к нуждам ближних. Но и забота об «одном необходимом», то есть о слушании слова Божия, не должна теряться в повседневности. И второе должно превалировать над первым, ведь сказано: слушающий слова Мои и исполняющий их (Лк. 6, 47). Слушание – на первом месте, исполнение – на втором. (Лк. 6, 47). Слушание – на первом месте, исполнение – на втором.

О необходимости слышать и соблюдать слово Божие говорится также в 27-м и 28-м стихах 11-й главы Евангелия от Луки. Когда женщина из толпы, возвысив голос, сказала Господу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11,2 7), Он ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28), тем самым определяя путь для всех христиан.

Как важно слушать и хранить слово Божие, побуждающее христианина к духовному деланию. Ведь именно слово Божие своей благодатной силой просвещает разум,

очищает совесть и сердце, укрепляя волю к исполнению закона Божия,

побуждая любить ближнего, утверждая надежду, научая по-христиански воспринимать все трудности человеческой жизни

и трудиться над очищением души,

постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании Литургии духовенство и прихожане совершили Крестный ход вокруг Собора.
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.

Покров Пресвятой Богородицы — этот осенний праздник очень любим и почитаем. В Уставе ему присваивается ранг великого праздника, наряду с днем первоверховных апостолов Петра и Павла.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Церковью установлен и отмечается в память о чудном событии, случившемся в середине X века. Оно произошло в Константинополе во Влахернской церкви, где хранился мафорий — головной покров Божией Матери. Во время воскресной службы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел Пресвятую Владычицу, идущую по воздуху и окруженную Ангелами и сонмом угодников Божиих. Сопровождали Ее святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов. Опустившись на колени, Пресвятая Богородица долго, со слезами, молилась за христиан. А потом Она сняла со Своей головы блистающий ярче солнечного света омофор и распростерла его над молящимися в храме прихожанами.

По одной из версий, люди в храме тогда собрались в едином молитвенном порыве — они умоляли Царицу Небесную защитить их от иноверцев, стремящихся уничтожить не только славный город с их жителями, но и саму православную веру. И Пресвятая Богородица не оставила без покровительства и защиты Своих людей — захватчики внезапно прекратили осаду города и отошли от его границ. Так, Владычица наша Богородица явила Свое славное заступничество и помощь от врагов видимых и невидимых. Всех молящихся Она покрыла Своим омофором, избавляющим от всякого зла.

 

Изначально Собор святых апостолов Петра и Павла

был Покровской казачьей церковью.

Именно поэтому правый придел Собора освящен

в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 

Первоначально Покровская  церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году ее разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь. Главный престол - в честь святых Апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого чудотворца Николая и южный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Все приделы последовательно освятили: в 1815, 1818 и 1821 годах.

Одну из стен Собора снаружи венчает икона Покрова Пресвятой Богородицы

Каждый раз, заходя в церковь, мы должны помнить, что событие чудного покрова Божией Матери случилось не однажды. Не единожды.

И сегодня в незримом облаке Божественной Славы Она молит Своего Небесного Сына о каждой душе, в которой теплится огонек веры.

И сегодня Она разделяет невыносимую скорбь и облегчает боль.

И сегодня Пресвятая Богородица отводит беду, защищая Своим благодатным Покровом всех, пришедших к Ней, как к родной матери.