Сегодня 29.09.2024, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Максим Черненко, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:9–20 (зач. 71). Лит. – Недели по Воздвижении: Гал.2:16–20 (зач. 203). Мк.8:34–9:1 (зач. 37). Ряд. (под зачало): 2Кор.1:21-2:4 (зач. 170). Мф.22:1–14 (зач. 89). Вмц.: 2Кор.6:1-10 (зач. 181). Лк.7:36–50 (зач. 33).
От Марка святое Благовествование
34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
ГЛАВА 9.
1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
Тропарь воскресный, глас 5
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.
Кондак воскресный, глас 5
Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.
Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»
ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ (304)
Святая великомученица Евфимия Всехвальная родилась в Халкидоне в семье сенатора-христианина в конце III столетия. Она была ещё юной девушкой, когда начались печально знаменитые гонения императора Диоклетиана, унесшие жизни многих христиан.
В 304 году местный правитель по имени Приск издал указ, согласно которому все жители Халкидона должны были обязаны прийти на праздник в честь языческого бога войны Арея (Марса) и, поклонившись ему, принести положенную жертву. Во время праздника община из нескольких десятков христиан, отказавшихся прийти на языческое сборище, в тайне ото всех совершала богослужение Господу. Однако очень скоро о этих людях донесли правителю, и все они были арестованы.
После почти трёх недель мучений христиане, так и нес огласившиеся принести жертву Марсу, были отправлены на суд к самому императору. Но юную Евфимию Приск решил всё-таки попытаться склонить к отречению. Сама же она, узнав об этом решении, стала усердно молиться Спасителю, чтоб Он укрепил её в предстоящих испытаниях.
Сначала Евфимию опять начали уговаривать отступить от веры, а потом вновь стали пытать. Но Бог хранил её, и после самых изощрённых мучений она оставалась не только в живых, но даже и раны её в мгновение ока заживали. Видя такие чудеса, два воина, которые вели святую на пытки, сами уверовали во Христа, и были казнены за бесстрашное исповедание себя христианами. В конце концов, решено было бросить Евфимию на съедение диким зверям в цирке.
Юная христианка стала молиться, чтобы Господь сподобил её смерти. И вот в назначенный час на арену были выпущены голодные животные, но они так и не тронули святую. Только медведица слегка ранила её в ногу. Из раны истекла кровь, и девушка сразу же скончалась. Внезапно началось землетрясение, и все люди в ужасе покинули цирк. Тогда родители святой взяли тело Евфимии и с четью похоронили.
Прошло время, и на месте погребения великомученицы был построен храм, в котором позже проходили заседания IV Вселенского собора, осудившего ересь монофизитов, вносивших смуту в христианское общество. С этим историческим событием связано и одно из чудес мученицы Евфимии. Дело в том, что в какой-то момент заседания собора зашли в тупик, и святой Константинопольский Патриарх Анатолий предложил собравшимся, чтобы Сам Господь разрешил церковный спор через святую мученицу Евфимию, в храме которой он все в эти дни собирались. Поступили так: православные и еретики записали на отдельных свитках своё исповедание веры и, открыв гробницу мученицы, положили их у неё на груди, потом гробницу закрыли, выставили возле неё стражу, и три дня пребывали в молитвах. По истечении трёх дней гробница была открыта, и все были поражены произошедшему чуду: свиток с православным исповеданием веры был в руках мученицы, а еретическое учение лежало у её ног. Более того, мученица сама, как живая, подала свиток православному Патриарху. После этого случая многие заблуждавшиеся принесли покаяние, а самые упорные еретики были осуждены собором.
Миновало много лет, и мощи великомученицы Евфмии едва не были уничтожены иконоборцами — прямо вместе с ковчегом их бросили в море. Но Господь сохранил их, и позже эта святыня вновь вернулась в столицу Византии.