Сегодня 22.09.2024, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:1–8 (зач. 70). Лит. – Недели пред Воздвижением: Гал.6:11–18 (зач. 215). Ин.3:13–17 (зач. 9). Ряд. (под зачало): 1Кор.16:13-24 (зач. 166). Мф.21:33–42 (зач. 87). Богоотцов: Гал.4:22–31 (зач. 210 от полу́). Лк.8:16–21 (зач. 36).
От Матфея святое Благовествование
21.33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
21.34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
21.35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
21.36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
21.37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
21.38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
21.39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
21.40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
21.41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
21.42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Строки сегодняшнего евангельского чтения содержат рассказанную Господом притчу о злых виноградарях. Эта притча была адресована в первую очередь первосвященникам и старейшинам народа.
Образы, описанные в притче, были знакомы для любого иудея того времени. Оградой виноградника обычно служила живая изгородь из терновника, защищающая от зверей, которые могут опустошить и уничтожить виноградник, и от воров. В каждом винограднике было точило или пресс, состоявший из двух корыт, вырубленных в куске скалы или сделанных из кирпичей: один был расположен чуть выше другого и связан с нижним каналом. Виноград давили в верхнем корыте, и сок стекал в нижнее. Башня служила для двух целей: во-первых, как наблюдательная, сторожевая вышка для охраны от воров в пору созревания винограда, а также как жилье для работавших в винограднике.
Через некоторое время хозяин послал своих слуг, то есть пророков. Но виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями (Мф. 21, 35).
Именно так поступили с посланниками Божиими начальники иудейского народа. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Когда же хозяин виноградника отправил к ним своего сына, то виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (Мф. 21, 38).
А потому виноградник и был передан другим виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям.
Нам же следует помнить, что виноградник Божий – это мы. И как виноградный сад должен приносить обильные плоды, так и от нас Господь ждет жизни, исполненной любви к Нему и стремления приносить добрые плоды христианства, исполняя волю Небесного Отца.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
В завершение Литургии состоялось славление новомученикам и исповедникам Казахстанским перед иконой, а также был совершен Крестный ход вокруг Собора.
Тропарь воскресный, глас 4
Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»
Кондак воскресный, глас 4
Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.
Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ КАЗАХСТАНСКИХ
Святые новомученики и исповедники Казахстанские молитвенно воспоминаются в первое воскресенье, следующее за днем памяти священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского (https://drevo-info.ru/articles/2871.html) .
День памяти Собора всех страдальцев за Христа и Православную веру, подвизавшихся и проливших кровь здесь на казахстанской земле, отмечается в первое воскресенье после 16 сентября. Сто пять лет назад, в далеком 1918 году, обезумевшие от крови красноармейцы отряда Мамонтова совершили беззаконную расправу – расстреляли епископа Верненского и Семиреченского Пимена. Ему было суждено своим именем открыть длинный и славный список, состоящий из десятков тысяч ведомых и неведомых нам имен мучеников. Некоторые из них получили известность во всей Русской Православной Церкви. Среди таковых – священноисповедник, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) (https://drevo-info.ru/articles/2447.html); Мефодий, епископ Петропавловский (https://drevo-info.ru/articles/13671847.html); преподобномученики Серафим и Феогност , расстрелянные в Аксайском ущелье; святой преподобноисповедник старец Севастиан Карагандинский (https://drevo-info.ru/articles/12696.html).
Святой апостол Павел в эпоху первых гонений на христиан обращается к последователям Распятого и Воскресшего Господа: "Не страшитесь ни в чем противников… И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1:29). Истинный христианин не боится страданий, смерти и не смущается видимым торжеством зла, потому что его упование обращено к вечности, и он непоколебимо уверен в грядущем окончательном торжестве Всемогущего Бога Любви.
Один из страдальцев за веру - епископ Кинешемский Василий (Преображенский) - в годину лютых испытаний написал об этом такие слова:
"В настоящее время Православная Церковь переживает тяжелый кризис. Воздвигнутое на нее упорное гонение, систематическое и лукавое, смущает и тревожит даже наиболее стойких и искренних христиан. Большинство народа готово с головой погрузиться в болото материалистического невежества и распутства… Но вспомните Гроб Господень — этот живой, говорящий, торжествующий, победоносный Гроб, — и не смутная надежда, а спокойная, совершенно непреодолимая уверенность наполнит ваше сердце и укрепит волнующуюся мысль. Церковь не может погибнуть, ибо Господь создал ее, и врата ада не одолеют ее. Пусть Господь ведет нас чрез провалы и бездны неверия, чрез очистительный огонь преследования. Такова Его святая воля, Его премудрый Промысл, "глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй". Пусть Господь ведет нас через море злобы и разнузданного нечестия… Посеянное зло, в конечном итоге, обрушивается на голову тех, кто его возрастил и воспитал. Мы знаем, что этот момент неизбежен, и, если мы не увидим его здесь, на земле, то увидим его оттуда... И тогда, взглянув назад, на пройденную житейскую пучину, присоединимся к ликующему хору: "Поим Господеви: славно бо прославися!".
На заупокойной ектении были помянуты все невинно пострадавшие за православную веру - «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные; от голода, холода, ран и непосильных работ скончавшиеся».
Тропарь Святым новомученикам и исповедникам Казахстанским, глас 7
Небо церковное ныне отверзается, / веселия исполняется Церковь Православная земли Казахстанския, / и яко ангельский лик собору верных предходит / пресветлое воинство мучеников и исповедников ея. / Ихже ради страдания, Христе Боже, / крепость благоутробнаго милосердия яви земли нашей. / Церковь же в пустыни Тобою насажденную / молитвами Богородицы и всех святых // избави от бед и утверди вовеки.
Кондак Святым новомученикам и исповедникам Казахстанским, глас 5
О мученицы и исповедницы преславнии, / Казахстанския земли предстателие теплейшии, / во всяком чине и возрасте Христу послужившии! / Кто исповесть болезни и подвиги ваша, / кто доволен изрещи чудеса вашея веры, / или хвалу достойную красоте исповедания вашего воздати? / Обаче приимите любовию вас почитающия // и молитву вознесите о спасении душ наших.