В Соборе святых апостолов Петра и Павла состоялись службы
двунадесятого праздника
Рождества Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Праздник этот настолько важен, что именно он открывает собой календарную череду всех двунадесятых праздников, стоя на первом по счёту месте в Православном календаре - с него начинается отчёт великих событий и памятных дат, связанных со спасением человечества. И это, конечно же, не случайность.
Это празднование основано на Священном Предании о рождении Пресвятой Девы Марии в семье престарелых Иоакима и Анны. Эти праведники не имели детей, но смиренно и кротко сносили все тяготы жизни, и уже в старости сподобились по благословению Божию рождения ребёнка - Девы Марии, которой суждено было стать Божией Матерью.
Праздничные службы возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев, иерей Максим Черненко и иерей Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.В.
Утром 21 сентября в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошла Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 1:39–49, 56 (зач. 4). Лит. – Флп. 2:5–11 (зач. 240). Лк. 10:38–42, 11:27–28 (зач. 54).
От Луки святое Благовествование
10.38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10.39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10.40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10.41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10.42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
11.27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11.28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Данный евангельский отрывок знаком каждому из нас, так как установлен Церковью для чтения за богослужением в дни праздников Пресвятой Богородицы.
Итак, Господь приходит в Вифанию, в дом Марфы и Марии.
Марфа, в радости своего сердца, старалась угодить своему возлюбленному Учителю множеством угощений. В то время как ее сестра, Мария, сев у ног Христа, со вниманием вслушивалась в каждое Его слово. Но Марфа, увлекшись гостеприимством и видя свою сестру сидящей у ног Гостя, обращается к Нему со словами: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10, 40). На что Господь отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41).
Как часто мы хотим быть добрыми и заботливыми, но по-своему. И в этом состоит одна из трудностей жизни. В первую очередь, желая быть любезными, мы должны, как говорят, заглянуть в душу человеку. Понять, что нужно ему в данных обстоятельствах. Так случается, что не всегда суета или множество слов уместны в тот или иной момент, иногда человеку нужны внимание и покой.
Господь же, покинув дом Марфы и Марии, вместе с учениками вновь выходит к множеству народа и наставляет их Своей Божественной мудростью. И вот во время проповеди Спасителя некая женщина воскликнула: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11, 27).
Мы с вами можем представить то душевное восхищение, которое охватывало эту женщину при виде величайшего Сына человечества, сильного в слове и творении чудес. Но в ее словах мы без труда можем распознать еще одно чувство, переполнявшее ее душу, – зависть.
Она позавидовала Пресвятой Деве: наверняка счастлива Мать, которая родила и вскормила такого великого Сына! Скорее всего, и у нее был сын. Может, даже и возраста Иисуса Христа, который ничем особенно не отличался или, более того, вовсе не оправдал ее надежд. Как тут не позавидовать Женщине, чей Сын стал великим Учителем и Пророком!
А иногда нас разочаровывают и наши «детища» – дела, которым мы посвящаем всю свою жизнь.
Ответ Христа должен стать лекарством для всех, кто разочарован жизнью и своими достижениями.
Блаженство заключается не в реализации своих амбиций,
а в исполнении слова Божьего.
Так почему же именно сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы мы слышим это евангельское чтение?
Наверное, потому, что слова этого отрывка повествуют о внутренних качествах Пречистой Девы: тонкой и неназойливой заботе, смиренном послушании и чутком внимании, а также о независтливом сердце.
Именно образ Девы Марии лучше всего иллюстрирует
слова Спасителя из Нагорной проповеди:
блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
Ведь Царица Небесная открывает нам Бога в нашей повседневной жизни, являясь скорой Заступницей и Помощницей. И мы, сегодня лобызая Ее святой образ, очистим свои сердца, дабы по Ее примеру увидеть славу Божию.
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ: НАЧАЛО ПРАЗДНИКОВ
Весь мир сегодня радуется и ликует, ангелы поют и веселятся. И в наших сердцах с любовью отзовется - Рождество Пресвятой Владычицы нашей, Царицы Небесной Богородицы!
На земле долго ждали Ее появления. Из поколения в поколение люди стремились очистить себя от греха, стремились как можно строже исполнять закон, не жалели себя ради Бога. И вот Господь увидел, что время пришло, и в вереницу событий и человеческих судеб начала вплетаться история Нового Завета. История нашего Спасения. Богородица появилась на свет у Своих родителей, Иоакима и Анны, даром Божиим, великим подарком - за терпение, любовь и веру, которые они смогли сохранить, несмотря на большие трудности, боль и людскую злобу.
Они полвека прожили в браке и не имели детей. В те времена это считалось наказанием от Господа за какие-то тяжкие грехи — наверное, тайные, потому что явных согрешений Иоаким и Анна не имели. Они жили скромно, благочестиво, большую часть от доходов отдавали на храм и жертвовали неимущим. Упование на Бога и безропотное несение креста, кротость и милосердие отличали эту семейную пару. И вот, как бывает: великая скорбь предшествовала великой радости. Иоаким принес жертву в храм, но священник с гневом отверг ее, как от недостойного, человека, наказанного Богом бездетством за большие грехи. Тот с болью в сердце удалился в пустыню, где молился и постился 40 дней и ночей, оплакивая свое горе.
Анна, узнав о произошедшем, страдала не меньше мужа. Все это время она переживала за его судьбу, поскольку не имела вестей от него, и молилась, виня себя за отсутствие потомства и то несчастье, которое постигло их семью. В саду, увидев птичье гнездо с крохотными птенчиками, Анна из глубины сердца взмолилась к Господу, и молитва ее была услышана Богом. Об этом ей сообщил явившийся Архангел Гавриил. Он благовествовал Анне, что та вскоре родит Дочь и наречет Ей имя — Мария. То же самое ангел рассказал и Иоакиму, и тот, полный надежды и светлой радости, поспешил в храм, взяв с собой щедрые приношения. Туда же отправилась и праведная Анна. Они встретились у Золотых ворот и рассказали друг другу о том, что случилось, и что они слышали от Вестника Божия.
А через положенный срок появилась на свет Девочка, равной Которой по чистоте и непорочности не было и не будет на земле и на Небе. Пресвятая Богородица по Своей чистоте превзошла не только людей, но и ангелов. Она явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, стала «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших». Иоаким и Анна еще до рождения ребенка решают посвятить Ее служению Богу, и в трехлетнем возрасте маленькую Марию торжественно вводят, отдают на воспитание в Храм, где Она проживет до Своего совершеннолетия.
Рождение Богородицы — большая тайна, возводящая, как пишут святые отцы, к еще большей, величайшей тайне — Рождества Христова. Великое чудо — зачатие и рождение ребенка в престарелом возрасте женщиной, являвшейся бесплодною. Но что для Бога совершить чудо? Вот, что писал митрополит Вениамин Федченков: «…Бог Сам, — то есть особою благодатию, данною бесплодным родителям, — творит им необыкновенную Дочь. Но не в этом даже величие Божие, ибо творить чудеса Господу Творцу совершенно легко: Он и весь мир вызвал из небытия. Нет, ныне поражает иное — не величие силы, а безмерность уничижения.
Вчувствуемся в то, что мудро говорит Церковь: Бог… Премирный… Превысочайший… Непостижимый… Дух… Живущий в Своем неприступном свете. «Почивающий» на небесных силах — архангелах и ангелах… Вообще — Бытие высшее всего высшего! И Он — Превысочайший — ныне «готовится» «переселиться» с неба на землю… Благоволил воплотиться... Зрак раба принять … А далее — и страдать.
Но это еще всё — далее, а начало: «оставить» небо. Умалиться… Унизиться…». Пречистая Дева послужила великой тайне Боговоплощения. Она стала «вместилищем» той тайны, от которой трепетали даже ангелы.
Священномученик Сергий Мечев писал: «Рождество Пресвятой Богородицы — не давнее событие, а чудо вечности». Поэтому оно всегда нам близко, и в сердце отзывается искренней, щемящей радостью. Это чувствует каждый, кто искренне молился Божией Матери и получал великое утешение от Нее, горячую поддержку и разрешение от бед и невзгод, кто чувствовал избавление от тесноты сердечной, призвав Ее имя. Пресвятая Богородица — наша скорая заступница, Предстательница рода христианского. «Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия», — писал праведный Иоанн Кронштадтский. Она по-матерински жалеет нас, согревает Своим теплом, непрестанно молясь за нас Своему Сыну. Царица Небесная брала под Свой святой покров целые города и даже страны. А сколько чаяния в молитве к Богородице каждой матери о своем дитя!
Пречистая Дева рождается, и это — чудо вечности. И само слово и понятие «вечности» благодаря Ей стало совсем другим, оно заиграло Божественным светом, радугой Божией благодати, которую когда-то потеряли люди. Если бы не было Ее, не было бы и Христа. Не было бы светлого Христова Воскресения и великого Искупления. Без Ее рождения, а потом и кроткого согласия «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), не было бы этого ничего. Как когда-то посредством Евы выросла стена между Богом и человеком, так благодаря Пречистой Деве, которая даже помыслом никогда не согрешила, осуществляется замысел Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола, налаживается потерянная связь создания со своим Творцом.
«Сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения, — говорил в проповеди на праздник Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Антоний Сурожский. Сегодня родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас — может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но — любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь».
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»
Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнилы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.