Архангел Михаил

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Чудо Архангела Михаила и кое-что еще

Это случилось очень давно, аж в IV веке. Событие, а иначе сказать — чудо, которое тогда произошло, потрясло людей. Память о нем хранится до сих пор. Православная Церковь 19 сентября отмечает праздник в честь чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

Что за город?

Это сейчас мы называем город, в котором случилось чудо — Хоны. А тогда эта местность имела совсем другое название. В источниках написано: «Во Фригийском городе Колоссах, близ города Иераполя…». Еще эту местность называют Херотопа, и находится она в Малой Азии, ныне это регион в Турции. Иераполь переводится с греческого как «священный город». Колоссы же упоминаются даже в Священном Писании. Для Церкви Христовой, которая была там образована верующими, апостол Павел в I веке написал отдельное Послание. В этих краях над источником чудотворной воды стоял храм в честь особо чтимого Архистратига Михаила.

Христиане любили свою церковь, регулярно собирались там для совместной молитвы и причащения. Пономарское служение исполнял там Архипп, искренняя вера которого многих язычников приводила ко Христу. Источник же, возле которого находился храм, был чудодейственным. От него с помощью Божией и предстательством Архистратига Михаила происходили многочисленные чудеса. Но вместо того, чтобы радоваться о даровании такого ключа, язычники сильно злились на христиан. В один момент их ненависть преодолела последний рубеж, и они решили разрушить этот храм. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на Божию церковь.

Архипп, память которого, между прочим, также отмечается сегодня, усердно молился Архангелу об избавлении от угрожающей напасти и неминуемой гибели. По слезным прошениям святого человека явился сам Архистратиже Божий и ударом своего жезла открыл в горе, что была неподалеку, широкую расселину. Туда по приказу Архангела Михаила направились несущиеся шумные воды. Храм остался невредим. Язычники в страхе от увиденного бежали прочь, а христиане воздали славу Господу Всемогущему и поблагодарили Архангела Михаила за помощь и защиту. А вот то место, где случилось чудо, назвали Хоны, что означает «расселина» или «отверстие».

Местность эта и город не единожды страдал от землетрясений. Окончательно город Иераполис был разрушен землетрясением в 1354 году. В XIX веке там стали проводиться первые раскопки. Ведутся они до сих пор.

Апостол Филипп

Город Иераполис также связан с именем апостола Филиппа. Святой ученик Христов проповедовал здесь в 80 году. Он вместе с апостолом Варфоломеем и сестрой — Мариамной, привели к вере жену проконсула той местности. Это вызвало сильный гнев чиновника. По его приказу апостолов и Мариамну схватили, волоком по земле довели до городской площади, где распяли вниз головой. Апостол Филипп скончался в молитве ко Господу.

В момент, когда святой отошел ко Господу, земля разверзлась и поглотила злочестивых язычников. На людей, наблюдавших происходящее, напал жуткий страх, они освободили еще живых Варфоломея и Мариамну. Многие, уверовав, крестились. Спасенный апостол Варфоломей поставил для Иерапольской Церкви епископа.

Тело апостола Филиппа достойно погребли. А на месте казни святого был построен храм восьмиугольной формы. Город был многократно разрушаем землетрясением. Естественно, и эта церковь была уничтожена в руины. В наше время там проводятся раскопки, место бывшего храма святого ученика Христова называется «Мартирий святого Филиппа». Это одно из самых востребованных направлений в Турции для паломнических групп.

Чудов монастырь и Золотая Орда

Есть событие, тоже связанное с чудом Архистратига Михаила, которое произошло уже на наших русских землях. Случилось оно в 1357 году. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий был приглашен в Орду для того, чтобы своими молитвами исцелить от слепоты супругу хана Джанибека — ханшу Тайдулу.

Митрополит, впоследствии прославленный в лике святых православной Церковью, в страхе, но и с великой покорностью воле Божией, отправился к властителю Орды. Господь призрел на молитвы Своего угодника и возвратил зрение Тайдуле, за что был всячески награжден ханом. Святитель Алексий обратился к Тайдуле с просьбой подарить ему участок земли в самом центре Москвы. Ханша не отказала.

Приехав в Москву, Митрополит начал работы по возведению на подаренном участке величественного храма. Дело в том, что исцеление ханши Тайдулы, произошло в праздничный день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех, и новую церковь освятили в честь этого события. Она стала основанием Чудова монастыря — того самого, в котором впоследствии будут крестить младенцев царского и любого другого особо знатного рода, и вообще, который станет на какое-то время центром духовной и общественной жизни Москвы и страны, в целом.

Чудов монастырь несколько раз подвергался разграблению. Полностью разрушен он был с приходом советской власти — в 1929-1932 годах.

Еще кое-что…

С праздником Архистратига Михаила, как, впрочем, и со многими другими церковными праздниками, связано много суеверий. В интернете, например, есть советы: что можно, а что категорически (!) нельзя делать в этот праздник. Начнем с последнего.

Нельзя работать! Например, если в этот день чинить что-то по дому или работать в саду, могут сломаться инструменты. Или приключиться какая-другая беда похуже. Поэтому не стоит рисковать и лучше НИЧЕГО не делать в этот день. Что же можно? Согласно народным суевериям, нужно: раздавать еду нуждающимся со своего стола; в этот праздник сугубо молиться Архангелу Михаилу о упокоении своих усопших родных и обязательно сходить поставить свечу за упокой. Что тут скажешь? Давайте уже отбросим все суеверия и просто станем по-христиански в этот праздник, как и во все другие, ходить в храм — посвящать великий день не житейским делам, а Господу, его святым угодникам, Пресвятой Богородице или Архангелу. Немного отвлечемся хотя бы в дни церковных празднеств от земного и подумаем о вечном — о Боге, о душе, о покаянии, о молитве. Господь ведь не палками нас загоняет в храмы («обязательно сегодня нужно зайти и поставить свечу, непременно, а то не «подействует»!), а из-за любви к нам даровал нам радость пребывания в храме, в Церкви, где подаются Святые Дары и звучит самая «громкая» молитва сотнями, тысячами голосов.

Раздавать еду нуждающимся, молиться об усопших и ставить за них свечи в церкви — нужно и очень хорошо. Но почему же только в этот праздник? К чему такой акцент?

Это нужно делать всегда. Это норма жизни верующего человека: доброделание и молитва. По крайней мере, так быть должно. День воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех — событие, в котором явлено предстательство за род христианский великого Архангела. И эта история о любви — Бога к людям и людей к Богу. Любви, творящей чудеса.