Сегодня 15.09.2024, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, перенесение мощей блгвв. кн. Петра́ (в иночестве Дави́да) и кн. Февро́нии (в иночестве Евфроси́нии), Муромских чудотворцев (1992). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и иерей Максим Черненко, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф.28:16–20 (зач. 116). Лит. – 1Кор.15:1-11 (зач. 158). Мф.19:16–26 (зач. 79). Мч.: Рим.8:28–39 (зач. 99). Ин.15:1–7 (зач. 50).

От Матфея святое Благовествование

29 ноября - день памяти апостола и евангелиста Матфея

19.16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

19.17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

19.18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 

19.19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

19.20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

19.21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

19.22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

19.23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 

19.24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

19.25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

19.26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

История события, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, встречается у Матфея, Марка и Луки, но с небольшими отличиями. Так, к примеру, евангелист Марк детально описывает встречу (Мк. 10, 17); Лука же указывает на вопрошавшего как на некоего начальствующего (Лк. 18, 18); Матфей же, в свою очередь, указывает, что это был юноша.

Этот молодой человек владел большим богатством и, возможно, был знаменит, так как рядом со Христом богатых людей было немного. Наверняка этот юноша помогал нуждающимся, исполняя основные требования закона, но чувствовал неполноценность своей добродетели. А потому подходит к Спасителю с вопросом: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16).

Ответ, который получил юноша, был прост: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Каждый знал десять основных заповедей, но совсем не просто было понять, как следовать им на практике. У каждой иудейской группы, будь то фарисеи, саддукеи или ессеи, были свои списки норм и правил поведения, и они отличались друг от друга. Именно поэтому юноша вновь спрашивает у Христа о том, какие именно заповеди ему необходимо исполнять.

Господь перечисляет: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 18). А после того как юноша сказал, что эти заповеди он соблюдает и спросил о том, нет ли еще какой особенной заповеди для него, Христос добавил: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).

Само слово «совершенный» можно перевести также как «полный» или «целый». Иными словами, Господь желает, чтобы люди «всецело» посвящали себя служению Богу, а не разрывались между Царством Небесным и суетным миром.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19, 22). Так заканчивается встреча богатого юноши и Иисуса Христа. Невыносимой оказалась даже мысль этого человека о том, чтобы оставить все ради вечной жизни.

Богатство для этого юноши стало его идолом. Но и в нашей жизни, дорогие братья и сестры, немало идолов, которые мешают нам всецело следовать за Христом и становиться совершенными для вечной жизни. Это необязательно богатство, ведь как в те времена, так и сейчас богатых людей немного, как, впрочем, и совершенных последователей Христовых.

Перед каждым из нас стоит задача заглянуть в свое сердце и попытаться понять, что именно нам не позволяет всецело служить Богу, и, отрешившись от этого, достойно восходить в Царство Небесное.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь воскресный, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Кондак воскресный, глас 3

Воскре́сл еси́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.

ПОКРОВИТЕЛИ ЛЮБВИ

В день святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, небесных покровителей христианской семьи, хотелось бы подумать о том, почему же именно они стали этими покровителями.

И правда, какое отношение имеют эти святые супруги к тому, как современный мир понимает отношения между мужчиной и женщиной, брак, семью? Ясно, что здесь мы не увидим ничего общего. И мало того, Петр и Феврония, как пример семейной жизни, с их целомудрием и взаимной устремлённостью в мир духовный непременно должны вызывать в «нормальном» человеке чувство отторжения и неприязни, ведь наш мир воспитывает (да и воспитал уже!) в человеке понимание того, что страсть, и только страсть,  должна связывать мужчину и женщину, и что больше всего на свете нужно бояться отсутствия страсти в отношениях. Посыл мира такой: «Утихнет страсть, уйдёт любовь, настанут долгие серые семейные будни — до самой смерти настанут… Значит, нужно эту страсть поддерживать любыми способами… Не хватает страсти в семье? Ищи её, где хочешь — дыши ей!».

А тут Бог на первом месте, и это называется ещё примером истинных семейных отношений между мужчиной и женщиной! Даже не каждый крещеный человек сердцем способен такое принять, ведь в житии Петра и Февронии вообще нет того, что мы обычно зовём семейной жизнью — нет (повторимся) страсти, нет быта, нет даже упоминания о детях! Однако, всё это говорит нам вовсе не о том, что были они ангелами бесплотными или договорились жить, как брат и сестра — о таких важных для нас вещах не говорится в житии, может быть, только потому, что не так уж и важны эти привычные нам особенности семейной жизни — не так уж и важны они для счастья и спасения. Уж, наверное, как мужчина и женщина, Петр и Феврония друг другу нравились, и какая-то бытовая обстановка их окружала, может, даже дети были у них — кто знает. Однако, житие заостряет наше внимание на том, что во много раз важнее, чем всё перечисленное.

Бог — это жизнь. Жить этой жизнью — великое счастье. Об этом знает каждый, кто хоть раз всем своим существом ощущал присутствие Божие и Его Благодать. Сегодня Церковь говорит о семье, и вот Бог освящает семью  — любовь между мужчиной и женщиной, рождение их детей и даже их быт.  Без Бога это всё превращается в страсти, которые оставят нас на пороге смерти, разлучат нас с любимыми, нанеся при этом нашим душам тяжёлые увечья, которые помешают нам подняться к небу. С Богом же семья (и всё, что с ней связано) превращается в Церковь и становится, таким образом, дорогой в вечную жизнь. Как заметил блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Об этой истине знали Петр и Феврония, этому они учат своей жизнью.

Уже в старости князь и княгиня Муромские приняли схиму, и жили, соответственно, уже в разных монастырях. Они умерли в один день, потому, что не могли жить друг без друга. После смерти же их тела чудесным образом оказались в одном гробу, хотя изначально положили их порознь...

Даже в Вечность святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские вошли вместе, и смерть не разлучила их потому, что Бог был с ними, а они с Богом.

Тропарь Благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.

Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.

Кондак, Благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8

Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящия.

Перевод: Княже́ние и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу моли́тесь, сохранить город и людей, вас славящих.

Молитва Благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам

 

О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.