Сегодня 14.09.2024, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, Начало индикта – церковное новолетие. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Максим Черненко, ему сослужил Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: 1Тим.2:1-7 (зач. 282). Лк.4:16–22 (зач. 13). Прп.: Кол.3:12–16 (зач. 258). Мф.11:27–30 (зач. 43).

От Луки святое Благовествование

Святой апостол и евангелист Лука

4.16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

4.17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

4.18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

4.19. проповедовать лето Господне благоприятное.

4.20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

4.21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

4.22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Евангельский отрывок повествует, как Господь наш Иисус Христос, придя в Свой родной город Назарет, по обычаю в субботний день вошел в синагогу, где Ему предложили Книгу пророка Исаии. Точнее, не книгу в нашем сегодняшнем понимании, а свиток с книгой пророка. Именно цитата из этой книги стала поводом для того, чтобы в первый день нового церковного года преподать данный евангельский отрывок за богослужением.

Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так:

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (Ис. 61, 1–2).

Необходимо отметить, что в русской синодальной Библии в словосочетании «лето Господне» оставлено без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идет о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлет давно ожидаемого Мессию, Который, в отличие от всех пророков, является не только проповедником истины, но Самой Истиной, Искупителем, единственным имеющим власть прощать грехи на земле.

Господь окончил чтение отрывка из книги пророка на словах проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 19), опустив слова о дне Божественного отмщения. И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное «лето», то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.

Для каждого человека есть свой рубеж времени, когда появляется готовность делать какие-то выводы в отношении самого себя: у кого-то в день ангела, у иного в день рождения, а другой выбирает совсем постороннюю дату. Ныне же Святая Церковь приглашает нас с вами подвести определенные духовные итоги нашей жизни за прошедший год: без торжества праздника, без каких-либо отвлекающих элементов светского нового года. Но в тишине молитвы и рассуждений, покаяния и благодарности Богу можно сконцентрировать внимание на нашей с вами повседневной жизни и понять, насколько за последний год мы преобразились, насколько стали ближе к Царству Божию, определяя и исправляя допущенные ошибки.

Пусть же сегодняшний день станет для нас днем рассуждения и благодарения Богу за Его благоприятное лето для каждого из нас.

ОЧЕНЬ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. Что это за праздник, и какое значение он имеет для современных православных христиан расскажем в следующем материале.

Праздник новолетия в годичном круге церковных богослужений

Каждое 1 сентября, а по Григорианскому календарю – 14 сентября, для Русской Православной Церкви и всех «иже в ней» православных христиан открывается «вход лета нового» - начинается новый год. Эту традицию Церковь удерживает с XIV – XV веков, когда 1 сентября сменило привычное 1 марта в России в 1363 году. Любопытно, что учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума, что сохранило рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61, 1-2) о том, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 16-22). Предание связывает само это событие с днем 1 сентября, и  византийцы увидели в этом чтении Господа Его указание на празднование дня нового года.

Церковный календарь необычайно важен, так как связывает человека с миром и Богом. Сентябрьский новый год был одним из основополагающих моментов в усвоении христианской веры и жизни по вере. Церковный календарь – «икона, развернутая во времени», – непрерываемое молитвословие и Богослужение. А знамения, которые мы видим: схождение Благодатного Огня в Великую Субботу, игра солнца на Пасху и многие другие подтверждают истинность Юлианского календаря, на котором зиждется существование Русской Православной Церкви.

Разница Юлианского и Григорианского календаря в тринадцати днях, но эти календари различны в принципе. Юлианский календарь ориентирован на сидерический год (движение солнца относительно звезд), а Григорианский календарь ориентирован на тропический год, то есть на положение солнца относительно земли. Святые отцы на I Вселенском Соборе выбрали Юлианский календарь, ориентированный на небо, а не Григорианский, ориентированный на землю еще и потому, что, когда пришел Спаситель, Римская империя пользовалась именно Юлианским календарем, то есть этот календарь освящен приходом Спасителя. И на первом Вселенском Соборе Святые отцы, обсуждая время празднования Пасхи, составили Пасхалию, которой Православная Церковь пользуется и доныне, ориентированную на Юлианский календарь, где крайне важно праздновать православную Пасху после иудейской и никогда – в один день, что в Григорианской Пасхалии не выдерживается.

Юлианский календарь назван по имени императора Юлия Цезаря, который в 45 году до Рождества Христова ввел этот календарь (календы – начало) в употребление в Римской Империи на основе египетского. В Древнем мире у каждой цивилизации был свой календарь: у египтян, у персов, у иудеев и др. А в 1582 году папа Григорий XIII, очень властный человек, вводит новый календарь, названный по его имени – Григорианский. 

Гражданский новый год и Рождественский пост

Вождь пролетариата Ленин в начале 20-го века ввел в обиход западный образец нового стиля Григорианского календаря Декретом о времени, как и Петр I, который равнялся на Запад, в 1700 году переместил новый год с 1 сентября на 1 января. И после революции 1917 года получилось, что Церковь празднует новолетие 1 сентября, где положен торжественный молебен, а новый год, учрежденный богоборческой властью, празднуется Рождественским постом, и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции – гражданскому новолетию. И все это путает людей. Православная Церковь, единственная, сохраняет Юлианский календарь, живет по старому стилю, Греческая Церковь празднует Пасху по Юлианскому календарю, а остальные праздники - по Григорианскому. Хотя и в Православной церкви служба новолетию совершается 1 (14) сентября, молебен новому году служится – 1 января, а ряд церковных чтений и гласов начинается с Пасхи.

Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Хотя светские историки считают, что первое сентября, сменившее привычное 1 марта в Римской Империи в царствование Константина Великого, — только дань гражданской византийской традиции, ведь начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Другие историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. 

Индикт – лат. indictio – провозглашение, объявление, назначение, налог; податной период – 1) 15-летний податной период у древних римлян, каждое пятилетие которого они собирали с побежденных дань; 2) в память победы христианства над язычеством введенный в 312 г. византийским императором Константином цикл 15-летнего исчисления времени, подобно исчислению по десятилетиям в наши дни.

Великий индиктион  что это такое?

Великий Индиктион или, как его называли на Руси, Миротворный Круг, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с жизнью всего мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви. В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.

Историческая справка о церковном новолетии

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В день начала новолетия русские государи являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета, «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Божественной литургии Патриарх становился перед церковными вратами на восток и совершалось молитвословие, «во еже благословити венец лета благостию Своею».

Далее совершался молебен с водосвятием, Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал ему и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым словом, на что люди отвечали: «Здравствуй, здоров буди на многия лета». Бедным и нищим раздавалась царская милостыня. Новолетие было также днем судных сроков, когда возвращали долги и отчитывались за взятые на себя обязательства.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался. С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.