Святитель Николай Могилевский родился в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии 9 апреля 1877 года в день Светлой Пасхи. Мальчика назвали Феодосием. Всех детей в семье растили в послушании и вере. О родителях святитель вспоминал, что отец был строг, а мать излучала любовь, никогда не кричала на детей, была кроткой. Бабушка Пелагия, участвовавшая в воспитании чад, вечерами рассказывала им о святых угодниках Божиих. Дедушка был священником.
В 1904-м году исполнилась заветная мечта Феодосия — в канун праздника святителя Николая Чудотворца в Нило-Столбенской Пустыни он был пострижен в мантию с наречением имени Николай. В мае следующего года его рукоположили в сан иеродиакона, а 9 октября — в иеромонаха. Через некоторое время отец Николай поступает в Московскую Духовную Академию, которую через четыре года успешно заканчивает.
В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был возведен во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии, а через четыре года он был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. За активное противостояние обновленцам, захватившим большинство приходов, епископ Николай был арестован. Это случилось в мае 1925 года. Два года владыка провел в заключении, после чего был назначен на Орловскую кафедру. В 1932-м году его вновь арестовывают и отправляют в Воронеж.
Владыка Николай вспоминает, что когда следствие подошло к концу, они со следователем расставались друг с другом с сожалением. Тот сказал епископу: «Я рад, что хоть какую-то пользу принес Вам своим расследованием, что мне удалось доказать правильность Ваших показаний, а это для Вас немало значит — теперь Вам переквалифицируют статью и дадут не больше пяти лет вместо ожидаемых десяти». У владыки Николая невольно вырвалось: «Так за что же пять лет?», на что следователь честно ответил: «За вашу популярность. Таких, как Вы, на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут!». Угодник Божий вспоминает, с каким воодушевлением принял эти слова: «Слава Тебе, Боже! Я, грешник, как умел, так и служил Тебе!».
В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. Новость о начале Великой Отечественной войны застала Владыку перед началом совершения им Литургии. Вся паства со слезами на глазах ждала проповеди от него. «Что я мог сказать, — вспоминает сам угодник Божий, — я повторил только то, что сказал некогда святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде».
Спустя несколько дней после начала войны владыку Николая вновь арестовывают. Шесть месяцев он пробыл в Саратове, а затем направлен в Казахстан на вольную ссылку.
Много лет спустя владыку Николая спрашивали, как он отнесся к ссылке в Казахстан, не было ли ропота? На что смиренный старец отвечал: «На все воля Божия. Значит, было необходимо перенести мне это тяжелое испытание, которое закончилось большой духовной радостью».
Приехал владыка на станцию Челкар ночью в одном нижнем белье, рваном ватнике да с удостоверением, с которым он должен был два раза в месяц являться в местное отделение НКВД на отметку. Утро. Зима. Идти некуда. Угодник Божий, будучи уже в преклонных годах, обратился за помощью к старушкам, и они помогли ему одеться — кто-то дал валенки, кто-то шапку, а кто — телогрейку. Одна пожилая женщина приютила его в сарае, где у нее находились корова и свинья. Он пытался устроиться на работу, но седовласого немощного старика никто не брал на работу. Чтобы не умереть с голоду, владыка Николай вынужден был собирать милостыню…
Не от гордости, а по глубочайшему смирению, избранник Божий никому не открыл, что он — архиепископ Русской Православной Церкви. «Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость», — говорил он впоследствии.
От постоянного голода и холода силы стали покидать владыку Николая. Он весь высох, исхудал, тело покрылось нарывами. Когда последние силы оставили его, он потерял сознание. Очнулся святитель в больнице, в чистой палате и даже не сразу поверил, что все это происходит в действительности. Владыка поправлялся медленно, но когда начал подниматься с постели, тут же стал помогать другим, лежачим. В больнице все полюбили его и даже ласково стали называть «дедушка». Так проходили дни, пришло время выписки, и владыка понимал, что вновь придется нищенствовать и жить в холодном сарае. Святитель Николай стал молиться Богу, всецело отдавая себя в Его волю. И вот, когда все уже собрались прощаться с добрым «дедушкой», в палату вошла нянечка и сказала: «За вами приехали». «Как приехали? Кто?», — удивился владыка. «Да тот самый татарин, который вам иногда передачи приносил». Через каждые десять дней ему приносили посылки с яйцами, лепешками и сахаром от неизвестного татарина. Именно он подобрал упавшего от истощения старика и отвез в больницу.
Посадив владыку в сани, татарин повез его в дом. Святитель Николай спросил его, почему он решил принять участие в его судьбе, на что тот ответил: «Надо помогать друг другу. Бог сказал мне, что надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь».
Для владыки началась спокойная жизнь. Со временем от духовной дочери владыки Николая все узнали, что он — архиепископ. 10 октября 1944 года он направил «усердную просьбу» о снятии с него звания «вольного ссыльного» Народному Комиссару Внутренних дел СССР. Просьба была удовлетворена, и владыка Николай был освобожден досрочно. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).
Алма-Атинская епархия была одной из самых больших в РПЦ. Владыка Николай, несмотря на слабое здоровье и преклонный возраст, постоянно пребывал в разъездах из города в город, и каждая его поездка сопровождалась открытием и освящением новых храмов, рукоположением священников. Ему было непривычно, что совсем недавно он голодал, а теперь его встречают с хлебом-солью. Он старался везде служить и встречаться с паствой. Непременно после службы каждого благословлял, даже когда присутствовало по 1000 человек. Однажды его спросили, почему он не дает общее благословение, ведь это столько сил бы ему сэкономило. На это он ответил:
— Э-э, вы не знаете, как наш православный народ любит архиерейское благословение и дорожит им!». Затем, немного помолчав, сказал: «Да, бывает, что я иногда так устаю, что подумаю: «Дам общее благословение». А за этой мыслью является другая: «А вдруг меня Господь сегодня призовет к Себе и спросит, как я расстался со своей паствой?».
В последние годы своей жизни владыка Николай стал сильно болеть: мучала одышка, высокое давление, сердечко шалило. В феврале 1955 года он был награжден саном митрополита. Но в августе того же года, он заболел еще сильней — не мог даже посещать храм. Несмотря на плохое самочувствие, он никогда не роптал, не жаловался, не ворчал. Врачи говорили, что более кроткого и терпеливого пациента они не встречали, а близкие рассказывали, что ухаживать за ним было не утомительно, а радостно.
Погребение священноисповедника Николая (Могилевского)
Скончался митрополит Николай 25 октября 1955 года. 28 октября святителя Николая отпевали при огромном стечении народа. До кладбища, а это около семи километров, гроб несли на руках. По подсчетам милиции, в погребении приняли участие до 40000 человек.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви митрополит Николай (Могилевский) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Мощи святителя Николая были обретены 8 сентября 2000 года. Ныне они находятся в Свято-Никольском соборе города Алматы.