Сегодня 08.09.2024, Неделя 11-я по Пятидесятнице, Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Максим Черненко, ему сослужил иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.21:15–25 (зач. 67). Лит. – 1Кор.9:2-12 (зач. 141). Мф.18:23–35 (зач. 77). Богородицы: Флп.2:5–11 (зач. 240). Лк.10:38–42,11:27–28 (зач. 54).
От Матфея святое Благовествование
18.23. Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
18.24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
18.25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
18.26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
18.27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
18.28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
18.29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
18.30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
18.31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
18.32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
18.33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
18.34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
18.35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Поясняя необходимость постоянного, безграничного всепрощения, Господь рассказывает притчу о милостивом государе и немилосердном должнике, приравнивая Царство Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23).
Один из рабов должен был своему государю 10 000 талантов. Талант был самой большой денежной единицей (это 3 000 шекелей или 12 000 динариев). Так, например, доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего 600 талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего 300 талантам. Таким образом, долг в 10 000 талантов был больше, чем доход царя.
Из причти мы узнаем: когда государь потребовал уплаты долга от раба, не имевшего денег, то раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу (Мф. 18, 26).
Тогда прощенный раб, найдя своего собрата, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, сумму в 100 динариев, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен (Мф. 18, 28). Он не сжалился над своим собратом, несмотря на его мольбу потерпеть, и посадил его в темницу. Когда же государю стало известно о произошедшем, он призвал немилосердного раба к себе. Сделав ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру в великодушии к своему должнику, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34).
Завершая рассказ причти, Спаситель замечает: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Этими словами Господь призывает нас прощать ближним неограниченное количество раз, прощать постоянно и всегда, от всего сердца, потому как ничто из того, что приходится прощать нам, не идет ни в какое сравнение с тем, что прощает нам Бог по Своему безграничному милосердию.
Будем же помнить, что прощение имеет величайшую ценность, поскольку уподобляет человека Милосердому Богу. Каждый из нас спасается милосердием Божиим, если сам прощает другим людям их прегрешения, тем самым свидетельствуя о своей твердой вере, способной претворить холодное сердце в живое и любящее.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения иерей Максим Черненко обратился к молящимся со словами проповеди.
Тропарь воскресный, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Кондак воскресный, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод: Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.
РАДУЙСЯ, АНГЕЛОВ ЦАРИЦЕ, ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА!
Сегодня Церковь празднует день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, к которой обращаются с большим почитанием и надеждой и по сей день. Владимирская икона Божией Матери исцеляла людей от болезней, помогала Андрею Боголюбскому и его приближенным, защищала и оберегала.
Владимирская икона Божией Матери представляет собой портретное описание Богородицы с Младенцем Иисусом Христом на руках. Его рука нежно обнимает шею матери, а щека с трепетом касается ее щеки. Икона написана с необыкновенной теплотой. Через совершенный силуэт, утонченный переход линий и золотистый фон иконописец хотел передать Божественный и чистый свет.
По преданию, икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничали Спаситель с Пречистой Матерью. До половины V века икона оставалась в Иерусалиме, затем ее переправили в Константинополь, откуда в 1131 году была доставлена на Русь, в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга. Ее разместили в городе Вышгород, в одном из девичьих монастырей, где она сразу обрела славу чудотворной.
Однажды, когда икона еще находилась в Вышгородской области, произошло необычное событие. Служители церкви, зайдя в храм, где стояла икона Божией Матери, увидели, что она со своего места переместилась в центр помещения и повисла в воздухе. Они очень сильно удивились, но все же решились поставить ее на свое место, туда, где она изначально висела. На следующий день, все повторилось, икона снова сошла со своего места. Тогда, сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, очень религиозный человек, понял, что иконе неугодно находиться на этом месте и решил перевезти ее в Суздальские земли. Он стал усердно молиться пред иконой, отслужил молебен и просил благословения Богородицы на перевоз ее образа.
В 1155 году Андрей Боголюбский отправился с юга России на Север и взял с собой икону Божьей Матери, и во время похода случилось невероятное. Князю Андрею явилась сама Царица Небесная и велела оставить образ ее во Владимире. Он выполнил ее просьбу и с тех пор икона начала называться Владимирской.
Тамерлан
Во время нашествия Тамерлана в 1395 году икона была перенесена в Москву для защиты от завоевателя. Во Владимире же остался точный список с этой иконы, который создал преподобный Андрей Рублев. После закрытия Успенского собора, в котором находилась святыня, в 1918 году, оригинальную икону Божией Матери перенесли в Третьяковскую галерею. На сегодняшний день она находится в храме-музее свт. Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее.
На протяжении всего времени, благодарные люди как могли, выражали свое почтение, преподнося образу Богоматери драгоценные дары. Икона украшалась массивными серебряными и золотыми окладами с драгоценными камнями и жемчугом. Женщины приносили свои ювелирные изделия, иконки, крестики, цепочки и монетки. Как сказано в летописи — первый золотой оклад весил больше 5 килограмм и был сделан по приказу Андрея Боголюбского. С годами икона ветшала, и поэтому неоднократно была подвержена реставрации.
История помнит одно немаловажное событие. В 1395 году было нашествие Хана Тамерлана, он с войском вторгся на рязанские земли, разгромил и обобрал весь город. Дальше он направился в Москву, оставляя за собой хаос. В то время в Москве Митрополит Киприан благословил жителей на пост и молитвенное покаяние. Василий Дмитриевич — великий московский князь, с митрополитом Киприаном решили перевезти из Владимира в Москву Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, дабы защитить родную Москву от разрушения. История рассказывает, что Тамерлан простояв со своим войском на одном месте 2 недели, решил не идти на Москву с войной, и свернул на юг. Но есть вполне логичное объяснение его резкой смены планов. Во время крестного хода, направлявшегося из города Владимир в Москву, во главе с иконой Царицы Небесной произошло чудо. Огромное количество людей стояло по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» и в это время у хана Тамерлана было видение: необъятная высокая гора появилась у него на пути, с ее вершины спускались все святители с золотыми жезлами, а над ними, в окружении лучей и света стояла Величавая Жена. Она велела ему покинуть пределы России. Очнувшись, Тамерлан поспешил узнать, что же значит его видение. Оказалось, что Женой была Матерь Божия, Великая защитница христиан. Узнав это, он поспешил исполнить ее повеление и приказал всему войску идти в другом направлении.
Владимирская икона Божией Матери — это одна из главных христианских святынь. Перед этой иконой на протяжении всего ее существовании молились о защите от врагов, о ее процветании. И каждого, кто молитвенно обращается к Пресвятой Богородице перед иконой Ее Владимирской, Она обережет от бедствий, смягчит сердце озлобленного и укрепит веру.
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.