Сегодня 01.09.2024, Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Павел Орлов и иерей Максим Черненко. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.21:1–14 (зач. 66). Лит. – 1Кор.4:9-16 (зач. 131). Мф.17:14–23 (зач. 72). Мч.: Еф.6:10–17 (зач. 233). Лк.21:12–19* (зач. 106).

От Матфея святое Благовествование

29 ноября - день памяти апостола и евангелиста Матфея

17.14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 

17.15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 

17.16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17.17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

17.18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

17.19. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

17.20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 

17.21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.

17.22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 

17.23. и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

После Преображения на горе Фавор Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном возвращаются к остальным апостолом, которых окружало множество народа. Среди людей, следовавших за Спасителем и желавших видеть Иисуса, был некий человек, который привел для исцеления своего сына, одержимого злым духом. Увидев Христа, этот человек, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 17. 14–16).

Бедственное положение мальчика привело отца к ученикам в надежде на исцеление. Многие были свидетелями или были наслышаны о той власти над нечистыми духами, которую получили апостолы Иисуса Христа от своего Учителя, и как исцеляли больных, проповедуя Евангелие Царства Божия.

Но в этот раз, по неясной для апостолов причине, исцеления не произошло. Бес оказался сильнее, и болезнь не оставила мальчика.

Как указывает блаженный Иероним, «невозможность исцеления зависит иногда не от бессилия исцеляющих, а от веры тех, которых нужно исцелить, как говорит об этом Господь: “Вера твоя спасла тебя”».

И хотя большинство толкователей Священного Писания отмечают маловерие отца, в то же время они указывают на его настойчивость. Желая исцеления для своего сына, он не опускает руки, но дожидается прихода Иисуса Христа и просит Его об исцелении, находя последнюю надежду в Спасителе.

Господь, только что явивший на Фаворе избранным апостолам Свою славу, видя бессилие и недоумение других Своих учеников и слыша просьбу и упрек отца одержимого мальчика, восклицает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17).

Этой фразой Христос вовсе не говорит, что хочет освободиться от Своих учеников, напротив, Его слова наполнены сожалением о том, что апостолы до сих пор не понимают духовной природы этого мира. Но самое главное – в этих словах мы находим указание на то, как терпелив наш Спаситель. Терпение – самая яркая христианская черта. Когда у нас кончается терпение из-за мелочности и недомыслия людей, мы должны вспомнить бесконечное терпение Божие.

После того как Господь исцелил юношу, апостолы приступили к Нему с просьбой объяснить им, почему они не смогли исцелить больного, на что Спаситель ответил: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20–21).

Ранее Господь научал Своих учеников притчей о горчичном, крошечном зерне, из которого вырастает цветущее дерево, уподобляя зерно Царству Небесному. Теперь, приводя в пример то же зерно, Он говорит о вере каждого человека.

Дело, конечно, не в «размерах» веры, это невозможно определить, а в том, к какому Богу она обращена. Знаем ли мы Бога, в Которого верим? Готовы ли мы познавать истинного Бога, Которого обрели? И как нам это делать? Ответ прост: через молитву и пост.

Каждый из нас должен найти время и силы для сосредоточенной молитвы и для поста, который поможет воспитать наши ум и сердце. Если даже апостолам требовалась такая дисциплина, то кто мы такие, чтобы считать возможным справиться без нее?

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

По окончании Божественной Литургии был отслужен молебен о сохранении творения Божия. 

Тропарь воскресный, глас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

Кондак воскресный, глас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

ЦАРИЦА МОЯ ПРЕБЛАГАЯ, НАДЕЖДА МОЯ, БОГОРОДИЦА…

Божия Матерь, Пресвятая Дева Мария… к Ней ежедневно воссылают молитвы миллионы христиан, преклоняясь перед Ней не как перед Богом, но, как пред Той, через которую Бог пришёл в мир, по просьбе которой Он совершил первое Своё чудо в Кане Галилейской и с тех пор явил и являет многие милости людям, единственно — по просьбе и молитве Своей Матери, которая недаром зовётся в молитвах Церкви самой верной нашей Предстательницей перед Богом, Молитвенницей, Помощницей и Заступницей рода человеческого.

Со дня сотворения мира история человечества шла к тому, чтобы в упорной духовной борьбе с тёмными силами на земле, среди отягчённых грехами и соблазнами людей смогла родиться настолько чистая душа, которая смогла бы стать Матерью воплотившегося Бога — принять Бога в Себя, стать Его первой колыбелью и живым храмом.

В Ветхом Завете не раз сказано, что увидеть Бога для человека смертельно, а здесь человек принимает Бога в Себя, то есть становится к Богу ближе, чем даже лицом к лицу. Евангелие не акцентирует внимание на этом моменте, не подчёркивает его — этого не нужно, ведь величие произошедшего ясно и так.

Мария защищала Господа в дни Его раннего детства от рук царя Ирода, Она слушала Его слова и сохраняла их в сердце Своём, Она следовала за Христом, Она бесстрашно стояла и при Кресте, оплакивая участь Своего единственного, любимого Сына.

Чему ещё можно научиться у Богородицы? Конечно, смирению. Дева Мария никогда не превозносилась своим положением Матери Иисуса Христа. И это видно, если проследить, то как постепенно с течением Евангельской истории жизнь Богородицы уходит всё дальше в тень, уступая место Господу и Его апостолам. Мы только несколько раз читаем, что Божия Матерь (опять же смиренно), как некое сокровище, сохраняет в сердце Своём слова Сына, и всё — Она слушает Бога и мало говорит. Она просто всё время где-то рядом — то возле дома, где проповедует Спаситель, то возле Креста на Голгофе, то у Его гробницы…

Она — лестница, соединяющая Небо и землю, по которой и сошёл к людям Бог. Уже за одно это было бы странным не славить Её. Но ещё мы все усыновлены Ей. А потому совершенно не удивительны все те милости, которые являет Господь нам, грешным, по святым молитвам Своей и нашей Матери, ведь Предание сохранило свидетельства о том, как даже закоренелые грешники получали помощь от Богородицы, после чего каялись и начинали новую жизнь с Богом под покровом милосердной Царицы Небесной.

Об Успении же Божией Матери написано тоже много, но особенно замечательно свидетельство одно из учеников апостола Павла святого Дионисия Ареопагита, сподобившегося быть в момент окончания земной жизни Девы Марии рядом с Ней: «Свидетельствуюсь Богом, пожившим в пречестнейшей девической утробе, что я признал бы Ее за Истинного Бога и почтил бы Ее поклонением, подобающим только одному Богу, если бы новопросвещенная душа моя не сохраняла в себе… божественные наставления и законы: никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я, недостойный, в то время удостоившийся. Это время было для меня временем величайшего блаженства. Благодарю превышнего и преблагого Бога моего…»

Что тут добавить к словам святого Дионисия? Богородица — это Божия тайна, вернейший проводник благодати Всевышнего и неисчерпаемый источник милости Господа. Образ Богородицы взывает не столько к книжному нашему знанию, но скорее именно к вере и зоркости духовной, ведь в Писании мы не увидим явного призыва к её Почитанию, не увидим и явного указания на Её особенное величие. Не вместить книгам всех дел Божиих, как пишет апостол Иоанн Богослов. И благодать Божия, изливаемая в мир по сей день по молитвам Матери Господа нашего, говорит сама за себя.