В Соборе святых апостолов Петра и Павла состоялись службы

двунадесятого праздника Успения Божией Матери.

27 августа состоялось богослужение Погребения Божией Матери. Чин Погребения Божией Матери является давней церковной традицией. Она подчёркивает собой значимость праздника Успения Пресвятой Богородицы, а также становится его прямым продолжением, ведь самое главное чудо, связанное с Успением, произошло именно после погребения Пречистой Девы Марии. Как известно, апостолы, после погребения вновь придя ко гробу Богородицы, не обнаружили там ничего, так как Господь вознёс на Небеса не только душу но и тело своей Матери — воскресив Её телесно, как это будет во время Второго Пришествия с каждым человеком. 

Праздничные службы возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко и иерей Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время богослужения были прочитаны Непорочны (псаломские стихи поются или читаются) с похвалами на священное преставление Богоматери-на три статии, которые являются подражанием чину Погребеня Спасителя, поемого на Страстной седмице.

Несмотря на воскресный день, с его традиционно долгим и торжественными службами, многие горожане вновь пришли в этот вечер в собор, чтобы ещё раз духовно соприкоснуться с тайной окончания земного пути Той, через Которую Господь пришёл в этот мир; Той, которой Господь на Кресте усыновил всё человечество; Той, которая не оставляет верующих, прибегающей к Ней в молитвах, вот уже почти две тысячи лет.

Как доносит до нас Предание, Успение Божией Матери было таким же удивительным чудом, как и Благовещение: сам Архангел Гавриил явился к Ней и оповестил о Её скорой кончине. И эта весть не стала для Девы Марии чем-то прискорбным, ведь Она давно уже ждала того радостного дня, когда вновь сможет увидеть Своего Сына — уже в Вечности, на Небесах. Почила же Божия Матерь, окружённая любящими апостолами, которые собрались у её одра, оставив ненадолго те далёкие страны, где проповедовали Слово Божие. Таким было отношение Учеников Христовых в Ней, такова же и любовь к Царице Небесной у нынешних православных христиан.

На завершительных словах Великого Славословия с плащаницей, изображающей Успение Богородицы, был совершён крестный ход вокруг храма в воспоминание о погребальном шествии святых апостолов и других учеников и последователей Христовых при Успении Божией Матери. Шествие сопровождалось пением погребального «Святый Боже» и мерным погребальным перезвоном колоколов, который завершился радостным трезвоном в ознаменование чуда воскрешения Царицы Небесной. По окончании крестного хода было пропето величание Успению Пресвятой Богородицы.

Отошла Царица к Царю царей, Матерь Божия – к Своему Сыну и Богу. Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончине, окружавшие Ее верующие не могли удержаться от слез: весь дом наполнился плачем и рыданиями; все умоляли милосердую Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сиротами. Но Матерь Божия просила не плакать, а радоваться Ее кончине, так как, став ближе к Божию престолу, лицом к лицу взирая на Сына Своего и Бога и беседуя с Ним уста к устам, Она может по смерти с большим дерзновением умолять Его о милосердии и благости; при этом Преблагословенная Богородица обещала не оставлять сиротами по Своем отшествии весь мир.

В храме в этот день много цветов, благоухание летнего торжества. На украшенную цветами гробницу перед летним алтарем Собора возложена Плащаница Божией Матери. Перед ней всю ночь, до самой Литургии, прихожане, сменяя друг друга, читали Псалтирь Пресвятой Богородицы.

Утром 28 августа в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошла Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 1:39–49, 56 (зач. 4). Лит. – Флп. 2:5–11 (зач. 240). Лк. 10:38–42, 11:27–28 (зач. 54). 

От Луки святое Благовествование

Святий Апостол та євангеліст Лука | Благовіст – церковне життя

10.38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

10.39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

10.40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

10.41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

10.42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

11.27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

11.28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

В продолжение пути, как повествует евангелист Лука, Господь пришел в одно селение. Там жил Лазарь, которого Господь называл Своим другом, и сестры Лазаря, Марфа и Мария. Приняв Иисуса Христа, Марфа стала суетиться, готовя угощение для гостя, а Мария слушала Спасителя, сидя у Его ног. Марфе, усердно хлопотавшей о приготовлении угощения для Господа, не понравилось, что Мария оставляет ее без помощи, слушая спокойно Его речи. Тогда Марфа обратилась ко Господу со словами: скажи ей, чтобы помогла мне (Лк.10, 40). На такую просьбу Господь ответил с чувством глубокого сожаления: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41–42).

Приход Спасителя в Вифанию был радостным днем, потому Марфа, суетясь, старалась украсить стол всем лучшим, что было в доме, а в это время Мария в покое своего сердца внимала Божественной мудрости своего Учителя, расположившись у Его ног. Конечно же, Марфа любила Господа не менее Марии: она любила слушать Его и исполняла Его волю, но признавала необходимым прежде выполнять житейские дела, а потом уже внимать слову Божию. Мария же избрала искание правды Божией, считая это выше житейских забот, а потому забывая все земное.

Повествуя о Марфе и Марии, Евангелие напоминает нам о том, что мы часто упускаем из виду: Бог сотворил всех людей разными, но Богу нужны и Марии, и Марфы как соединение двух служений – созерцательного и деятельного.

Сегодня Святая Церковь возвеличивает Успение Той, о Которой некая женщина, обращаясь ко Христу, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27). Само слово «блаженно», по-гречески μακαρία [макариа], означает состояние наполненности счастьем, если можно так сказать – духовной радостью.

Сами слова неизвестной женщины, по своей сути, были обращены ко Христу, в форме благословения Его Матери. И сегодня мы с вами подобно той женщине, приносим благодарение Иисусу Христу за то, что Он даровал нам живой пример святости.

Много ли говорит нам Пресвятая Богородица со страниц Евангелия? Практически ничего. Но все же внимательные слушатели Благой Вести Христовой на страницах Священного текста могут найти одну удивительную заповедь, которую нам оставила Дева Мария, находясь на брачном пиру в Кане Галилейской: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2,5). И в этих словах вся глубина веры Пренепорочной Девы. Веры – как проявления доверия Богу. Она Сама в момент чудесного явления ангела в родном городе Назарете, когда услышала весть о рождении Ею Сына Всевышнего, кротко ответила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1,38). Эти слова стали проявлением смирения и кротости молодой девушки, которую наполнила благодать Святого Духа.

Вот подлинный пример пути к святости, к богообщению. Нам с вами нужно научиться делать то, что говорит нам Бог, чему Он нас поучает. Ведь путь к блаженству открыт каждому, поэтому и говорит Господь: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28).

Иными словами – Христос ставит перед нами две задачи на всю нашу земную жизнь: слушать Его слова, напитываться ими, шествуя по спасительному пути веры, и реализовывать их в каждом дне, отпущенном нам для этого Богом.

28 августа - праздник Успения Пресвятой

Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы недаром именуется Богородичной Пасхой — как повествует Евангелие, то была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не небесным гостем — Богочеловеком, но земной девою — чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же одной из нас, земнородных.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, последовавший в 48 году, установлен церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженных Августина и Иеронима. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова.

Особенно торжественно праздник Успения стал совершаться в православной церкви в VI веке после победы византийского императора Маврикия над персами. По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом — этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников — Крещение.

Успение иконы

Дню Успения Пресвятой Богородицы предшествует один из четырех многодневных постов — Успенский пост. Он установлен в подражание Божией Матери, которая всю свою жизнь и особенно перед своим Успением проводила время в посте и молитве. С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и люди празднуют первую встречу осени. В современной практике богослужения Успение связывается с чином Погребения Пресвятой Богородицы. Это последование пришло к нам из Иерусалима и является подражанием чину утрени Великой Субботы.

Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме. Затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в самых различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда.

После смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения — подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо — подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3, 21).

 

Природное явление смерти издревле казалось человеку величайшей из всех возможных загадок бытия. Смерть всегда вызывала страх и трепет, растерянность и недоумение.

Христиане верят в то, что вместе с прозвучавшим еще при создании мира Божественным возгласом «Да будет...», разнесшимся, подобно эху, в беспросветности первоначального небытия, все сущее — раз и навсегда — обрело надежную и непоколебимую жизненную основу. Отнюдь не смерть, но жизнь является духовной осью, внутренним стержнем всего окружающего нас творения. И именно благодаря такой вере, сама смерть для каждого христианина есть не более чем трудное испытание на пути к подлинному и вечному существованию. Для православных людей умирание отнюдь не «последняя точка» в истории бытия их личности, но «запятая» — необходимо подразумевающая и в дальнейшем непрестанное развитие «сюжета», задуманного для них Творцом и Создателем.

Успение Пресвятой Богородицы — это праздник Ее смерти. По вере Церкви, кончина человека, весь свой недолгий век сознательно и убежденно прожившего без Бога, может оказаться страшной и горькой. Но смерть Богоматери, превосшедшей в Своей святости, в исполнении Своего призвания даже высочайшие ангельские чины — херувимов и серафимов — поистине становится радостью, светлым и утешительным событием для всех христиан. И пусть горюют собравшиеся у одра умирающей Девы апостолы и первые епископы древней Церкви, пусть скорбят они о разлуке с Матерью Богочеловека Христа — событие это все равно дарует православным христианам надежду на их соединение в миг будущей кончины со своим Творцом.

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленатую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын.

Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного «рождения в смерти», что вводит человека в вечное бытие.

Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, «не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью».

Воистину Пасха Богородичная!

Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Перевод: В молитвах неусыпающую (ἀκοίμητος — неусыпный; поэт. контраст к наименованию праздника) Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.