Сегодня 25.08.2024, Неделя 9-я по Пятидесятнице. Успенский Пост. Попразднство Преображения Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Павел Орлов и иерей Максим Черненко. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:19–31 (зач. 65). Лит. – 1Кор.3:9-17 (зач. 128). Мф.14:22–34 (зач. 59).
От Матфея святое Благовествование
14.22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
14.23. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
14.24. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
14.25. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
14.26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
14.27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
14.28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
14.29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
14.30. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
14.31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
14.32. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
14.33. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
14.34. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
После чуда насыщения более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14, 22–23).
Тем временем лодка с учениками находилась посередине моря, ее било волнами, потому что ветер был против них, и, видя все это, Спаситель пошел к ученикам по морю.
Иудеи того времени делили всю ночь на четыре части, называвшиеся стражами, по три часа в каждой. Первая стража – от шести часов вечера по нашему времени до девяти часов; вторая – от девяти часов до полуночи; третья – от полуночи до трех часов утра; и четвертая – от трех до шести часов утра.
Апостолы могли хорошо рассмотреть шедшего к ним, но они были еще настолько маловерны, что не могли и подумать, что это идет Христос. Люди не могут ходить по воде, а Иисус, по их мнению, был Человеком; следовательно, Он не мог идти по морю. В древности существовало поверье, что души умерших могут являться людям и бывают видимы, как призраки или тени, а потому ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (Мф. 14, 26).
Как мы видим, у апостолов был страх смерти, страх богооставленности, который и мы нередко испытываем, допуская в глубины нашего сердца величайший грех уныния. Именно этот страх может не допустить Бога в нашу жизнь и поколебать основы нашей веры.
В ответ на страх и тревогу учеников Спаситель замечает: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14, 27). Услышав эти слова, апостол Петр загорелся желанием пойти навстречу Господу. Однако сильный ветер, бушующие волны и охвативший Петра страх поколебали его веру, а потому он испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня (Мф. 14, 30). В ответ Христос указывает на существование очень важного аспекта Его вмешательства в нашу жизнь словами, обращенными к Петру: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Отсутствие страха и наличие веры – вот то, что способствует Богу соучаствовать в нашей жизни.
Конечно, люди могут столкнуться с жизненными тревогами, проблемами, печалью и даже невыносимым горем. Но когда человек призывает Христа, то Бог укрощает любую бурю: умолкает самый громкий плач горюющей души, исчезают любые тревоги и проблемы. Потому что Бог – это любовь!
Нам же надлежит уповать на Бога, никогда не сомневаясь в Его промыслительном попечении о каждом человеке. И если мы сможем побороть все страхи и всецело предать себя воле Божией, то это будет спасительным не только для нас, но и для тех, кто находится рядом с нами.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
Тропарь Преображения Господня, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак Преображения Господня, глас 7
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.
Тропарь Воскресный, глас 8
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
Кондак Воскресный, глас 8
Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.
Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.
ОТДАНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ – НАПОМИНАНИЕ О СМЫСЛЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Если все наши силы устремлены на вещи материальные,
на достижение земного счастья, то рано или поздно, все надоест.
26 августа Православная Церковь празднует отдание Преображения Господня. Такие дни довольно часто проходят мимо внимания большинства прихожан, и происходит это по ряду объективных причин. Многие заняты на своих работах, из-за которых в будние дни сложно попасть в храм на сам Праздник, не говоря уж о его отдании. Может еще наступит время, когда мы будем посвящать храму, богослужению и молитве все свое свободное время, когда мы будем внимательны к датам церковного календаря, но пока давайте хотя бы скажем несколько слов о том, что такое отдание праздника и какой в нем смысл.
Изначально данное понятие возникает еще в Ветхом Завете: «В течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36), – и в другом месте: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте» (Чис. 29:35). В приведенных местах речь идет о восьмом дне отдания семидневного праздника кущей, установленного в воспоминание о странствовании избранного народа в пустыне, после исхода из Египта. Отмечался он с 15 по 21 число месяца тисри, совпадающего с нашим сентябрем.
В христианскую эпоху эта традиция переосмысливается и в IVвеке применяется к Пасхе и Пятидесятнице. Точнее число дней попразднства изначально остается таким же, только день отдания теперь воспринимается как повторное воспоминание событий Праздника, почему и богослужение также повторяет праздничное. Наиболее, если так можно выразиться, ярко и запоминающиеся это проявляется в день отдания Пасхи, когда у каждого из нас есть возможность снова прикоснуться к радости пасхальной ночи. Однако же мы живем в условиях «юдоли плачевной», мы поражены грехом, потому и удержать духовную радость на сколь-либо продолжительное время у нас не получается. Давайте же снова мысленно перенесемся к фаворским событиям и напомнить себе об их значении для спасения человека.
26 августа мы празднуем также еще и память святителя Тихона Задонского, поэтому, пожалуй, будет весьма уместно, если мы обратимся к его наставлениям: «Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошел; и к нам глаголет Бог: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте! Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его святое, столько раз слышим глас Сына Божия, глаголющий к нам, Который не о чем ином поучает нас, как о спасительном пути, которым до славы оной Божией, на горе святой отчасти показанной, должно всякому идти, кто хочет получить оную». Здесь звучит очевидная и важная мысль, которую следует постоянно держать в памяти: слова Бога, обращенные ли к апостолам или к кому другому из персонажей Священного Писания, следует воспринимать как слова Бога обращенные непосредственно к каждому из нас. Человеку свойственно постоянно стремиться к счастью и в удовлетворении этого стремления «обожглось» или даже погибло немало душ. И вот, на Фаворской горе, Господь нам показывает, что подлинное счастье заключается в единении с Ним. Не зря ведь апостол Петр не хотел уходить оттуда и предложил устроить три кущи, дабы остаться в «объятиях» нетварного света навсегда.
Бывает так, что взрослые, состоявшиеся мужчины приходят и искренне плачут от бессмысленности своего существования, от внутренней пустоты. У них есть все, чего может желать и к чему стремится большинство современных людей: семья, дети, хорошая работа, достаток, дом, джип, собака. Они полжизни идут к этой цели, «пашут» как волы, а когда достигнут ее, то вдруг в голове возникает вопрос: «И это все?!». Эти действительно достойные люди, безусловно, любят свою семью, но при этом также хорошо понимают, что дети вырастут (или уже выросли), все, что они могли им дать, они уже дали, а вот как дальше жить самому, что делать со своей душой – не знают. Все это происходит по простой в теории, но сложной в практике причине, что «заземленность» человека порождает пустоту и отчаяние. Если все наши силы устремлены на вещи материальные, на достижение земного счастья, то рано или поздно, все надоест. Даже такая благородная цель как обеспечение максимально хорошей жизни своих детей будет «растоптана» бессмыслицей, если мы не воспитываем будущих граждан Небесного Царства, если не воспитываем своих сомолитвенников в бытии земном и молитвенников о нас, после нашей смерти. И вот, Своим Преображением наш Спаситель показал, что истинное счастье можно найти только в соединении с Творцом. «В этом соединении, – пишет известный миссионер и богослов владыка Александр (Милеант), – все существо человека изменяется – преображается: в его душе водворяется неизреченный мир, гармония и радость; ум просветляется и все способности человека получают свое высшее раскрытие; душа наполняется божественным светом и делается богоподобной. Здесь Царство Божие входит в человека».
После евангельских событий нетварный фаворский свет иногда сподоблялись видеть и христианские подвижники. Все попытки словесно описать его носят весьма условный характер, но, тем не менее, часто сводятся к проведению аналогии со вспышками молнии. Т.е. даже для святых – это награда будущего века, относящаяся к грядущему «восьмому дню». Однако и мы можем предвосхищать опыт жизни в Царстве Небесном в богообщении, в первую очередь, через участие в таинстве Евхаристии. Ингода, за наше усердие, фаворский свет невидимо касается и наших душ. С одной стороны, Господь дает возможность почувствовать Его присутствие и заботу, с другой – вся полнота единения с Богом пока закрыта от нас, дабы мы не гордились и не ленились трудиться.
В отличие от труда, ради земного счастья, труд ради совершенствования в Боге никогда не надоест, ведь он все силы и энергии человека направляет к ввысь, к горнему. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский говорит, что если при создании человека «по образу и подобию Божию», сам человек не принимал никакого участия, то воссоздание утраченного состояния после грехопадения, без самого человека – невозможно. Господь наделили нас свободой, и никого в Свое Царство силой не тащит, в храме наручниками к батарее не приковывает. Потому Ему нужно еще позволить себя спасти. Через Свое учение Христос указал путь к блаженной вечности, а через события на Фаворе – показал ее.
В день отдания Преображения Господнего, в воспоминании о самом Празднике, его значении для нашего спасения, мы должны получить новый импульс к совершению подвига воплощения христианского образа жизни, новый импульс к усердию в трудах повседневных, новый импульс к осмыслению своего существования. И тогда, пишет святитель Феофан Затворник: «Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!».