Переступив порог церкви, человек окунается в чудесный мир, не похожий на тот, что остался за дверьми храма. Чувствуешь, что вот — вот оно, то, к чему всегда стремилась душа. Здесь, в этих стенах, пропитанных ладаном, чувствуешь полное успокоение, какого, наверное, не было с детства. Душа поет и внутри звучат слова апостола Петра: «Наставник! Хорошо нам здесь быть…»

Говорят, в период новоначалия или воцерковления Господь дает большую благодать человеку, твердо решившему изменить свою жизнь и идти за Ним. Это, как некий аванс работнику, приехавшему из другого города и ничего не имеющему. «Раньше я целые акафисты прочитывала без труда», «Раньше на службе так легко стояла» и прочее и прочее. А потом… Как-то становится тяжело и на службе стоять, и вечернее молитвенное правило прочитать, как камни на гору поднять. Мир Божий, который открывается при первых шагах в церкви и первом духовном опыте, прекрасен, кажется, что найден ключ от всех дверей. Теперь ждешь, что и дома все наладится, и дети перестанут болеть, и все, все будет хорошо! Однако все случается так, не как запланировал и «намечтал» себе ты, а так, как хочет Бог. И на этом этапе многие, словно не получив желаемого или чувствуя надрыв, охладевают к духовной жизни, а то и вовсе уходят из церкви.

Петр, Иаков и Иоанн — три ученика, которых Бог сподобил увидеть Свое Преображение, славу и силу, которую Он имеет, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону. Идеальный царь! Такой, какого ждал еврейский народ давно. Страх и радость испытывали ученики, видя Своего Учителя светоносным и блистающим. Но Иисус коснулся учеников, упавших ниц, и сказал: «Вставайте, пойдем вниз». Вниз — туда, где люди, где горе, где болезни, страдания, унижения и смерть. Что такое? Где свет, где эта радость? Молча шли ученики за Христом.

Большое испытание для веры, почувствовать, что Бог тебя не слышит. Иногда кажется, что Он оставил тебя. Ну как же так? Дом наполнен иконами, прочитано множество духовных книг, даже утреннее правило уже знаешь наизусть и тут такое… Все в порядке, начинается настоящая жизнь, и борьба, ради которой, собственно, все мы и пришли в храм. Господь отпустил руку, за которую водил духовного младенца и ожидает от тебя первых самостоятельных шагов. Как добрый отец, Он ждет взросления и твоего опыта, полученного в преодолении множества испытаний и препятствий. Пародокс только в том, что вот Бог, вроде, и отстранился, но всегда рядом и только с Его помощью эти испытания и проходим.

Игумен Никон Воробьев в своих письмах к духовным чадам, поддерживая их в сложном периоде новоначалия, писал:

«В твоем положении у новичков бывают два состояния, или: 1) они чувствуют себя, как в раю... а потом охладевают, начинают тяготиться, тосковать, советов не слушают, перестают подчиняться начальству, переживают то, что сейчас ты переживаешь, и либо уходят, либо претерпят, смирятся и приобретают через познание себя покаяние, смирение, потерянный рай и тогда начинают непрестанно благодарить Бога и всех, кто помог им так устроиться; 2) другие начинают так, как ты: тоска, уныние, малодушие, дерзость, готовность уйти куда угодно, отвращение ко всему духовному, грубость с окружающими, мечты и помыслы об уходе и пр., и пр.

Это враг нашего спасения с целой армией нападает на новичка, чтобы не допустить до Царствия Божия, которое внутри нас», — говорится в письме

Именно «познание себя» и остается одной из главных задач для человека, пришедшего в храм. Нужно не «уговорить себя», а всей душой почувствовать свое падение, страсти, которые томят, и, наконец, понять, что ничего без Бога мы не можем. Весь твой свет — это Божий свет, который ты либо можешь вместить, либо не можешь, потому что в сердце продолжают спокойно существовать страсти, лишь изредка потревоженные исповедью…

Придя в храм с твердым намерением идти за Христом, нужно быть готовым к испытаниям. У каждого свой духовный опыт, своя борьба, падения и восстания. Нужно крепко держаться за ризу Господню, и помнить, что только Он, а не личные амбиции, здоровье семьи и внешнее благополучие, является целью жизни христианина. В храм мы пришли для того, чтобы найти Христа и встретиться с Ним, а не для того, чтобы «все в жизни было гладко да складно». Первый восторженный опыт воцерковления — от первых служб, первой исповеди и причащения, прочитанной Псалтири или паломнической поездки — словно отблеск Фаворского света в душе, неописуемая радость от соприкосновения с Божественным. Ее Господь по милосердию Своему даровал каждому, искренне желающему идти ко спасению, чтобы укрепить в будущей борьбе. Не надо забывать эту радость, нужно быть благодарным Богу за этот опыт. И в сложные тяжелые минуты, может быть, именно этот опыт поможет не потерять надежду, что там за облаками, где-то высоко есть солнце, которое обязательно выглянет после проливного дождя и по-новому осветит твою жизнь.