Сегодня 19.08.2024, Седмица 9-я по Пятидесятнице; Успенский пост; Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Павел Орлов и иерей Максим Черненко. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.9:28–36 (зач. 45). Лит. – 2Пет.1:10-19 (зач. 65). Мф.17:1–9 (зач. 70).
От Матфея святое Благовествование
17.1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
17.2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
17.3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
17.4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
17.5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
17.6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
17.7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
17.8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
17.9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Много знамений, много доказательств Своего всемогущества и Божества показал Господь ученикам, но они все еще не могли отрешиться от иудейских представлений о земном Царстве Мессии; они все еще не могли понять, что Царство Мессии – не от мира сего. Для их убеждения необходимо было особенное знамение, и оно дано было избранным из двенадцати. Так, мы читаем в Евангелии, что через шесть дней после последней беседы с апостолами взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 1–2).
Белизна для библейского восприятия была не просто знамением святости, но Самого Бога. Белый цвет является не только символом совершенства, чистоты и непорочности, но имеет еще и другое значение: великолепие царских и священнических одежд.
Когда же ученики пребывали на горе со Спасителем, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 3). Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, явились именно Моисей и Илия, потому что в народе Господа Иисуса Христа почитали то за Илию, то за одного из пророков.
Сильно любя Учителя и не желая, чтобы Он пострадал, Петр обращается ко Спасителю с такими словами: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4).
Конечно, Христос много раз уже говорил апостолам о Своем Божестве, о Своем единстве с Богом, но они все еще смотрели на Него как на Человека. Поэтому для вразумления Петра, Иакова и Иоанна потребовалось особое знамение, которое и не замедлило явиться: облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).
Таким образом, этими словами Бог свидетельствует о совершенном Сыне совершенного Отца, где совершенство заключается в любви Отца к Сыну и в послушании Сына благой воле Отца. Поэтому в Сыне явлено все благоволение Отца, в Его жизни раскрывается воля Божия обо всех нас. Именно поэтому и звучат для нас слова: Его слушайте (Мф. 17, 5).
Христос преобразился, давая ученикам возможность прикоснуться к иной реальности, непостижимой для всех привыкших жить по правилам земного мира.
Так и каждому из нас Господь дарует радость стать сопричастным этому Божественному Свету, ведь благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям.
Наша же готовность стать частью этого Света определяется стремлением к общению с Богом, доверием Христу, исполнением Его мудрых повелений и заповедей, оставленных нам в Святом Евангелии.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
По заамвонной молитве протоиерей Сергий Снопков прочитал молитвы на освящение яблок, винограда и плодов нового урожая. Во дворе Собора свв. апп. Петра и Павла состоялось освящение приношений прихожан, которое также совершил настоятель Собора Сергий Снопков.
По окончании Литургии в день Преображения Господня благословляются не только яблоки, но и другие плоды нового урожая. Предписания относительно такой традиции изложены в 3-м Апостольском правиле, а основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что как раз к этому времени поспевают плоды, которые приносят в храм для благословения и в знак благодарности Богу за их получение.
После "освящения в храме" мы приносим и вкушаем плоды дома и раздаем их, чтобы получить частичку благодати и как символ, напоминание, что мы стараемся преображаться и украшать мир вокруг. А происходит это все именно в праздник Преображения, потому что Господь преобразился. Вино во время Литургии тоже "преображается" в кровь Христову. И мы стараемся "преображать" себя, свою жизнь и окружающий мир, делать их красивыми и таким образом прославлять Бога, сотворившего и нас, и мир вокруг.
Тропарь, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак, глас 7
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.
Перевод: Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.