Сегодня 18.08.2024, Седмица 8-я по Пятидесятнице. Успенский Пост. Предпразднство Преображения Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Павел Орлов и иерей Максим Черненко. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:11–18 (зач. 64). Лит. – 1Кор.1:10-18 (зач. 124). Мф.14:14–22 (зач. 58), и за понедельник (под зачало): 1Кор.11:31-12:6 (зач. 150). Мф.18:1–11 (зач. 74).
От Матфея святое Благовествование
14.14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
14.15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
14.16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
14.17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
14.18. Он сказал: принесите их Мне сюда.
14.19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
14.20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
14.21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
14.22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Христос удалился из Галилеи вместе с апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида, располагавшегося на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро.
Пристав к пустынному берегу озера, где ожидавшие Спасителя толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, апостолы с наступлением вечера обратились ко Христу с просьбой: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи (Мф. 14, 15). Эти слова апостолов исполнены заботой о народе, который шествовал за Христом.
На просьбу учеников Господь отвечает: не нужно им идти, вы дайте им есть (Мф. 14, 16). Конечно, ученики удивились и ответили: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы (Мф. 14, 17). Но в руках Господа малое становится великим, и потому, показывая ученикам, что для Него нет ничего невозможного, Спаситель просит принести Ему эти хлебы и рыбы, а затем совершает чудо. И хотя ученики и сами испытывали сильный голод и ничего больше не имели, однако безо всякого возражения повиновались. Господь, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу (Мф. 14, 19).
Когда же, по повелению Христа, стали собирать остатки хлеба, то набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 20–21). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи. Как бы малы ни были эти короба, во всяком случае, нельзя было наполнить двенадцать коробов пятью хлебами, разломанными на куски, если бы количество этих кусков не было чудесным образом умножено.
Это удивительный духовный закон: чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется у дающего. И если мы не будем проходить мимо трудностей и проблем людей, нуждающихся в нашей помощи, каждый из нас сможет убедиться в действии этого духовного закона на примере своей жизни. Ведь из нашей малости Господь сотворит с избытком.
А потому будем помнить, на примере сегодняшнего евангельского события, что за все отданное нуждающимся Христа ради Господь через Свои руки вернет нам во много раз больше, подобно тому, как Он наполнил двенадцать коробов.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
Тропарь, глас 7
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.
Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.
Кондак, глас 7
Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.
Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»
ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Праздник установлен в память славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор. Православная Церковь литургически вспоминает это событие с IV века, когда св. равноап. Елена построила на месте Преображения на горе Фавор храм.
Христос Спаситель, преобразившись на Фаворе перед Своими учениками — святыми апостолами, явил им Свое Божество. Святые Моисей и Илия, предстоявшие Спасителю, символизировали ветхозаветный Закон, который отступал перед воплотившимся Живым Богом.
И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, соединенные «неслитно и нераздельно». На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т. к. его справляют со сбором урожая яблок. В православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.
Видеофильм о празднике Преображения Господня