Сегодня 14.08.2024, Седмица 8-я по Пятидесятнице. Начало Успенского Поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164); Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Павел Орлов, ему сослужил иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Креста: 1Кор.1:18-24 (зач. 125). Ин.19:6–11,13–20,25–28,30–35 (зач. 60). Мчч.: Евр.11:33–12:2 (зач. 330). Мф.10:32–36,11:1 (зач. 38). На водоосвящении: Евр.2:11–18 (зач. 306). Ин.5:1–4 (зач. 14).

От Иоанна святое Благовествование

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

19. 6. В то время, архиереи и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. И привели его к Пилату, и сказали: возьми, возьми, распни Его. Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

19.7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

19.8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

19.9. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

19.10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

19.11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.


 

19.13. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

19.14. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

19.15. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

19.16. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

19.17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 

19.18. там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19.19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

19.20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.


 

19.25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

19.26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

19.27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

19.28. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.


 

19.30. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

19.31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

19.32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

19.33. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

19.34. но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

19.35. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

В этот день, когда по церковной традиции износится на центр храма Честной Крест Господень, посредством этого евангельского отрывка Святая Церковь напоминает каждому из нас, какой ценой нам было даровано это знамение нашего спасения.

Не было более ужасной смерти, чем смерть посредством распятия. Даже сами римляне не могли думать о ней, не содрогаясь от ужаса. Тацит говорил, что это «презрительная смерть», Цицерон указывал, что эта смерть «самая жестокая и ужасная». Первоначально этот метод был персидским. У персов земля считалась священной, и чтобы не осквернять ее телом преступника, они возносили его над землей. Карфагенцы позаимствовали этот метод казни у персов, а римляне у карфагенцев.

Пилат осуждает Христа на позорную смерть по требованию злобствующих первосвященников и старейшин иудейских. После суда на Господа водружают Крест, и Он в сопровождении толпы идет на лобное место.

Как замечает святитель Иоанн Златоуст: «Он вышел на место, называемое Лобное. Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих плечах».

В этот день, преклоняя колена перед Крестом Господним, будем помнить, что это не просто знамение славы Церкви Христовой, но и вечное напоминание о вольных страданиях Спасителя за каждого из нас. Будем же достойны великой жертвы Господней и славы Его Животворящего Креста.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

14 августа, в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, по уставу Церкви в Соборе свв.апп. Петра и Павла было совершено поклонение Кресту. По окончании Божественной Литургии был совершен водосвятный молебен, на котором освятили воду и прочитали молитву на освящение меда нового урожая (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас"). Этот день на Руси совпадал с периодом окончания сбора урожая меда.  С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.  В результате праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.

По окончании богослужения иерей Павел Орлов обратился к прихожанам со словами проповеди.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИЗНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

ПРАЗДНОВАНИЕ ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

В Греческой Церкви с IX века совершалось 1/14 августа торжественное изнесение части Животворящего Древа Креста Господня в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, и затем в течение двух недель эту святыню носили по городу и служили литии во избежание бед и болезней. Этот обычай Греческой Церкви и послужил основанием праздника в честь Святого и Животворящего Креста и торжественного освящения воды.

Крест Христов есть орудие и символ нашего спасения.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святой Воскресение Твое славим», – поет Святая Церковь.

Каждый человек несет в жизни свой крест.

Господь говорит: "Иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста Моего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 37)... и иже не носит креста своего и в след Мене грядет, не может быть Мой ученик" (Лк. 14, 26-27).

Крест следует за подвигом самоотвержения и добродетели, разумея под ними скорби и искушения и самую произвольную смерть. В первые века Христианства многие претерпевали смерть со страданиями и мучениями. Крест есть совершенное отсечение своей воли и страстей.

В этот же день совершается также праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В 1164 году греческий царь Мануил и русский князь Андрей Боголюбский в один и тот же день выступили на брань – один против сарацин-персов, другой против камских болгар.

Андрей Боголюбский, выступая в поход, взял с собой Святой Крест Господень и чудотворную Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Два священника несли эти святыни перед войсками, совершая молебны и окропляя святой водой войско, и молились все и просили победу над врагами. Были явные знамения: огненные лучи исходили из икон Спасителя и Богоматери и Креста Животворящего.

И царь греческий, и князь Андрей Боголюбский, одержав победы в один и тот же день заступлением Божиим, оба решили в память милости Божией совершать празднование 1/14 августа Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1/14 августа начинается Успенский пост, который подготовляет нас к духовному преображению и побуждает подражать Богоматери, проводившей всю жизнь в подвигах поста и молитвы.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – это первый Спас. Второй Спас – Преображение – 6/19 августа, третий Спас – 16/29 августа – Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (попразднство Успения).

Эти праздники как бы связывают весь период особого почитания Богоматери перед Ее успением и исшествием от земли.

1/14 августа в Русской Церкви вспоминается Крещение Руси в 988 году.

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8

С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С небес милостиво взирая, нищих принимая, посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый: по молитвам Богородицы даруй душам нашим великую милость.

Ин тропарь Всемилостивому Спасу, глас 4

Свети́льниче со́лнечный, Всеми́лостивый Спа́се,/ просвеще́нием сия́ния Твоего́ пода́й и нам сло́во,/ да восхва́лим чи́стою со́вестию/ Твое́ пребоже́ственное пра́зднество,/ Тебе́ же, Единоро́днаго Сы́на,/ единосу́щна с Ду́хом, сла́вяще,// да́руеши бо нам мир и ве́лию ми́лость.

Перевод: Светильник солнечный, Всемилостивый Спаситель, просвещением сияния Твоего подай и нам слово, чтобы мы восхвалили с чистой совестью Твой божественнейший праздник, Тебя же, Единородного Сына, единосущного с Духом, прославляя, ибо даруешь нам мир и великую милость.

Кондак Всемилостивому Спасу, глас 4

Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве:/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,// я́ко Ми́лостив.

Перевод: Всякого дела скверного исполнителем был я, Всемилостивый Спаситель, и в ров отчаяния пал; но стенаю от сердца и взываю к Тебе, Слово: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый!»

Молитва Всемилостивому Спасу

Влады́ко Го́споди Святы́й, в Вы́шних живы́й и всеви́дящим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь! Тебе́ приклоня́ем вы́ю души́ и те́ла, Тебе́ мо́лимся, Свя́те святы́х, простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны, и прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, сло́вом или́ де́лом соде́янное. Да́руй нам, Го́споди, умиле́ние, да́руй сле́зы сокруше́нныя души́ во очище́ние мно́гих грехо́в на́ших, да́руй ве́лию Твою́ ми́лость ми́ру Твоему́ и нам, недосто́йным рабо́м Твои́м, я́ко благослове́но и препросла́влено есть И́мя Твое́ ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Креста Господня, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Кондак Креста Господня, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.