Сегодня 04.08.2024, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Мироносицы равноап. Мари́и Магдалины. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и иерей Максим Черненко. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:36–53 (зач. 114). Лит. – Рим.12:6–14 (зач. 110). Мф.9:1–8 (зач. 29). Равноап.: 1Кор.9:2-12 (зач. 141). Лк.8:1–3 (зач. 34).

От Матфея святое Благовествование

9.1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

9.2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

9.3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

9.4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

9.5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

9.6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

9.7. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

9.8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о чуде исцеления Господом расслабленного человека. Судя по описанию и по самому названию болезни в Евангелии, он страдал недугом, носящим в настоящее время название паралича. Расслабленный был принесен ко Господу на постели и, следовательно, не мог двигаться самостоятельно. Понимая, что только сильная вера могла подвигнуть людей, принесших расслабленного, на такой смелый поступок, и видя эту веру, Господь обращается к больному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2).

Вера в неразрывную связь между страданием и грехом составляла неотъемлемую часть ортодоксальной иудейской религии в эпоху Иисуса Христа.

Присутствующие при этом книжники и фарисеи стали мысленно осуждать Христа за богохульство, видя в Его словах незаконное присвоение Себе власти, принадлежащей лишь Единому Богу. Они пришли в негодование из-за того, что Спаситель, по их мнению, присвоил Себе прерогативу Творца, чем, по их представлениям, оскорбил Бога. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? (Мф. 9, 4–5).

Но не будем забывать, что книжники сами верили в то, что никто не может исцелиться до тех пор, пока не будут прощены его грехи. Если Христос мог дать этому человеку возможность встать и ходить, то это служило неопровержимым доказательством того, что ему были прощены грехи и утверждения Спасителя справедливы.

Так Иисус Христос показал, что может даровать исцеление телу человека и прощение его душе. Исцелив расслабленного, Он сказал: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9, 6).

Таким образом, человек, которого нельзя было принести к Спасителю без посторонней помощи, взял постель свою и пошел в дом свой (Мф. 9, 7) совершенно здоровым.

Перед нами чудесная картина человека, исцеленного и спасенного верой его друзей, принесших Его к Христу для исцеления. Если бы не они, больной так никогда и не смог бы приблизиться к Спасителю, чтобы получить исцеление.

Строки сегодняшнего евангельского чтения говорят о том, что мы не можем принудить людей принять Христа против их воли. Не каждому дано помочь другим в познании религиозной истины, но в наших силах указать путь, на котором они сами смогут найти для себя эту истину. Мы не можем сделать всех людей христианами, но можем приложить все усилия, дабы примером нашей любви привести людей ко Христу.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

Во время Литургии настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков вознес молитвы об упокоении  о новопреставленном протоиерее Андрее Устюжанине.

В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь, глас 5

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.

Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

Кондакглас 5

Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.

Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»

«ДРУГАЯ МАРИЯ». МАРИЯ МАГДАЛИНА

Святая Мария Магдалина стала первым человеком, возвестившим миру о воскресшем Христе. Она — образ истинной преданности Господу, живой веры и душевной чистоты. Память святой равноапостольной Марии празднуется 4 августа.

Мария Магдалина была из Галилеи, из города Магдала — отсюда и ее прозвище. Она была молода и красива. Из Евангелия мы узнаем, что Господь изгнал из нее семь бесов, от которых она страдала, по всей видимости, с детства. Она, услышав о Христе, пришла к Нему в своем недуге и, исцелившись, последовала за Ним, потому что имела благодарное и чистое сердце. Она была с Господом не только в Его славе, но и в страданиях — Мария Магдалина верно шла за Ним до Голгофы, рыдала у Креста  и первая пришла ко Гробу спустя субботу.

«Мария стояла у гроба и плакала», — читаем мы в Евангелии от Иоанна в предпоследней главе. Она просто плакала. Не в силах пережить свое горе, она рыдала, слабая и беззащитная, хрупкая женщина. Она не испугалась, увидев явившихся ей Ангелов — несчастье так ослепило ее, что она уже не рассуждала. На вопрос Ангелов, почему она плачет, Мария как-то по-детски, наивно и трогательно жалуется, что «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 13). Не узнала она и Самого Иисуса Христа. Слезы застили ей глаза. Она просит Его, думая, что это садовник: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус зовет ее по имени, и она узнает Его… Можем ли мы представить, что творилось в тот момент в сердце Марии?  Какая радость озарила ее душу, опаленную невыносимым горем! Пасхальная радость. Она поспешила к ученикам, томящимся в смятении и неведении, и впервые возвестила благую весть: «Христос Воскрес! Я видела Христа». 

Мария Магдалина после Вознесения Господа Иисуса Христа продолжила служение Ему, помогая Апостолам. По преданию, святая бесстрашно благовествовала в Риме. Там она явилась императору Тиберию, известному своим жестокосердием, и преподнесла ему в дар яйцо. Мария рассказала ему о Христе: Его учении, жизни, страданиях и смерти — о том, как Спаситель воплотился, пострадал за нас и воскрес. Но император лишь рассмеялся и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых, в это поверить так же трудно, как в то, что яйцо может стать красным. В миг, по Божьему промыслу, яйцо окрасилось в багровый цвет, напоминая о Крови Христовой, которой искуплен человеческий род. Считается, что с тех пор появилась традиция дарить друг другу в Пасху крашенные яйца, символизирующие жизнь таинственную и пробуждающуюся, веру в грядущее Воскресение.

Затем Мария Магдалина отправилась в Ефес, где помогала Апостолу и Евангелисту Иоанну. По преданию, здесь же она преставилась и была погребена. При императоре Льве VI Философе в IX веке нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Сегодня часть ее мощей находится во Франции, части — в различных монастырях Афона и Иерусалиме.

Православная Церковь свято чтит память равноапостольной Марии Магдалины. Причем, в Православии она не отождествляется с образом евангельской грешницы и блудницы, как, например, в Католицизме. К сожалению, имя святой Марии обросло различными легендами, мифами и просто «красивыми» небылицами, искажающими ее светлый образ. До сих пор детали ее жизни вызывают споры в околонаучных кругах. Но для каждого верующего человека она остается равноапостольной, святой женой-мироносицей, заступницей нашей перед Господом, бесстрашной и преданной последовательницей Христа, которая с непоколебимой стойкостью исполнила призыв Господа: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Тропарь, глас 1

Христу́, нас ра́ди от Де́вы ро́ждшемуся,/ честна́я Магдали́но Мари́е, после́довала еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи./ Те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ние// моли́твами твои́ми прие́млем.

Перевод: За Христом, нас ради от Девы рожденным, досточтимая Мария Магдалина, последовала ты, Его повеления и законы соблюдая. Потому, в сей день всесвятую твою память празднуя, мы грехов прощение по молитвам твоим получаем.

Кондак, глас 3

Предстоя́щи, пресла́вная, у Креста́ Спа́сова со ины́ми мно́гими,/ и Ма́тери Госпо́дни состра́ждущи, и сле́зы точа́щи,/ сие́ в похвалу́ приноша́ше глаго́лющи:/ что сие́ есть стра́нное чу́до?/ Содержа́й всю тварь, пострада́ти изво́ли.// Сла́ва держа́ве Твое́й.

Перевод: Предстоя, преславная, у Креста Спасителя с иными многими женами, и Матери Господней сострадая, и слезы проливая, приносила то в похвалу, и возглашала: «Что это за необычайное чудо? Все творение Держащий пострадать благоволил. Слава силе Твоей!»

Величание

Велича́ем тя,/ мироно́сице свята́я равноапо́стольная Мари́е Магдали́но,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лася еси́/ во благове́стии Христо́ве.