Сегодня 28.07.2024, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице,  равноапостольного вел. кн. Владимира, во Святом Крещении Василия (1015)В праздник святого князя Владимира в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви отмечается по традиции памятная дата – День Крещения Руси. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, иерей Максим Черненко, иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:12–35 (зач. 113). Лит. – Рим.10:1–10 (зач. 103). Мф.8:28–9:1 (зач. 28). Свв. отцов (под зачало): Евр.13:7–16 (зач. 334). Ин.17:1–13 (зач. 56). Равноап.: Гал.1:11–19 (зач. 200). Ин.10:1–9 (зач. 35 от полу́).

От Матфея святое Благовествование

8.28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

8.29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

8.30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

8.31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

8.32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

8.33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

8.34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

9.1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Продолжая свое путешествие по Геннисаретскому озеру, Спаситель с учениками прибыли в Гергесинскую страну, названную так по имени города Гергеса, находившегося к юго-востоку от озера, на границе с Аравией, и входившего в число городов Десятиградия. Когда Господь прибыл туда, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф. 8, 28).

Величие и всемогущество Сына Божиего, сокрытое для человеческих глаз, было столь очевидным для нечистых духов, владевших более совершенным зрением, что привело их в ужас и трепет.

И вот бесноватые начинают кричать: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Мучением они считали то, что им не позволили вредить людям.

Главной задачей бесов является гибель всего живого. Осознавая же, что не смогут погубить этих двух людей, в которых они пребывают, бесы просят Спасителя: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф. 8, 31).

И Господь попускает бесам войти в стадо свиней, наглядно показывая ученикам и жителям Десятиградия подлинную природу нечистых духов, которые противятся всему, что творит Бог. Свиньи же отданы бесам не потому, что те этого хотят, но чтобы этим действием показать, сколь свирепствуют демоны в человеке, сколь настойчиво добиваются смерти людей.

И если человек имеет в себе свободную волю, как образ Божий, который неподвластен бесам, и может сопротивляться своей погибели, то безвольные животные полностью подчинились стремлению бесов, которые в них вселились, и все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8, 32).

Строки сегодняшнего евангельского чтения свидетельствуют о величии, всемогуществе и власти Бога над бесами. Какими бы ни были бесы, как бы ни распространялось влияние диавола в мире, тем, кто пребывает со Христом, нечего бояться. Господь всегда остается с теми, кто сохраняет Ему верность, живя смиренно и пребывая в послушании Его святой воле.

Если Бог созидает и животворит, то бесы, напротив, стремятся к тому, чтобы разрушить и умертвить. Но в присутствии Бога они не могут ничего делать самостоятельно. И Господь показывает, что для Него важнее человек, а не животное, что Он пришел избавить от страдания именно человека.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, составленные к празднику Крещения Руси:

«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на землю Русскую от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй.
Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех навет вражиих десница Твоя, и во предняя лета даровати наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится в ней Трисвятое Имя Твое, рцем вси, Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся Спасителю наш, милостивно услыши и скоро помилуй».

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

Литургия завершилась славлением равноапостольному князю Владимиру. Настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков отслужил молебен в честь воспоминания Крещения Руси.

По окончании молебна были провозглашены Уставные Многолетия Священноначалию Церкви Нашей, Богом хранимой стране нашей Казахстанской, президенту, властям, воинству и народу её. Его Высокопреосвященству Архиепископу Петропавловскому и Булаевскому Владимиру звучали особые многолетия в честь его Тезоименитства и 10-й годовщины хиротонии. 

В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди. 

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЙ (1015)

Святой равноапостольный Князь Владимир родился в 963 году, был сыном князя Святослава от древлянской княгини Малуши, и воспитывался язычником — Добрыней. В 972 году он правил Новгородом, а в 980-м, в разгар усобицы между братьями пошёл войной на Киев и, овладев городом, стал княжить там. Князь Владимир воевал с печенегами, завоевал Галицию, смирил Вятичей, он умножил границы своего государства от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На киевских горах князь установил идолов, которым начали приносить человеческие жертвы, там пострадали варяги Федор и Иоанн первые христиане-мученики на Руси.

Смерть варягов вызвала большое смущение и сомнение у князя Владимира относительно истинности языческой веры. По приглашению князя Владимира, в Киев приходили различные проповедники — болгары-мусульмане, немцы-латиняне, иудеи и греки. Но особенно его поразила проповедь греческого православного священника, который в завершении беседы показал великому князю картину страшного суда. Князь Владимир направил 10 мудрейших мужей в разные страны, чтобы определить, какая же религия может быть истинной. Когда вернулись послы к князю Владимиру, они рассказали о великом благолепии Софийского собора в Константинополе, их очень поразила стройность пения патриаршего хора и его службы. И они сказали, что неизвестно, где они находились — на небе или на земле. Бояре также говорили князю Владимиру о том, что если бы греческая вера была неправая, то мудрейшая женщина и бабка князя Ольга не выбрала бы её. Но князь Владимир не хотел подчинять Русь грекам, и тогда, после окончания посольства в Византию, он пошёл на греков войной.

Владимир занял Херсонес и оттуда отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием, чтобы они отдали ему в жёны свою сестру Анну. На это императоры ответили, что их сестра может быть женой только православного князя. Тогда князь Владимир изъявил желание принять Таинство Крещения. Но до тех пор, пока Анна прибыла в Херсонес, князь Владимир был поражен слепотой. Анна уверяла и вразумляла его, чтобы он не откладывал с крещением и когда князь Владимир крестился в 988 году, выйдя из купели, он прозрел и духовно, и телесно, сказав, что отныне познал истинного Бога.

Возвратившись в Киев с греческими и корсунскими священниками, князь Владимир предложил креститься в первую очередь 12-ти своим сыновьям. Таинство Крещения произошло на месте, знакомом ныне под названием Крещатик в Киеве. Затем крестились и многие бояре. Князь Владимир истребил идолов, после их низвержения началась проповедь Евангелия среди народа. И вот однажды князь Владимир призвал всех киевлян — и богатых, и бедных, выйти к реке Днепр для того, чтобы принимать Таинство Крещения. Взрослые заходили в воду, на руках держа младенцев, священники читали молитвы на берегу, а князь Владимир молился Господу, чтобы Господь принял в свои руки и управлял своим народом. После Киева святая вера была распространена в Новгороде. В 990 году первый Митрополит Киевский с 6-ю епископами прибыли в Новгород вместе с дядей великого князя Добрыней.

В последствии в 992 году с удовольствием приняли святую веру и суздальцы, и жители других областей Киевской Руси. Успешному распространению веры способствовало то, что она распространялась не мечом и огнём, как это было принято у католиков, а с помощью проповеди и вразумления. Особенно этому помогало то, что святые братья Кирилл и Мефодий помогали распространять веру на родном славянском языке.

Тропарь, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ зе́млю Ру́сскую Креще́нием просвети́вый,/ лю́дем ея́ низпосла́в Ду́ха Свята́го,/ и́хже и ко спасе́нию приведы́й,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Благословен Христос Бог наш, землю Русскую Крещением просветивший, людям ее даровав Духа Святого, их и ко спасению приведший, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Днесь земля́ Ру́сская предстои́т Бо́гу/ и плод свята́го Креще́ния Ему́ прино́сит,/ А́нгели, ра́дующеся, славосло́вят,/ и вси святи́и с Богоро́дицею, лику́юще, пою́т:/ Христо́с воцари́ся, Христо́с просла́вися./ Ве́лий еси́, Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́,// Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ныне земля Русская предстоит Богу и плод святого Крещения Ему приносит. Ангелы, радуясь, прославляют, и все святые с Богородицей, ликуя, поют: «Христос воцарился, Христос прославился. Велик Ты, Господи, и удивительны дела Твои, Боже наш, слава Тебе».