Сегодня 21.07.2024, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иеромонах Варлаам, настоятель Храма Киприана Стороженского в деревне Сторожно, иерей Максим Черненко, иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнил малый хоры собора под управлением регента Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:1–12 (зач. 112). Лит. – Рим.6:18–23 (зач. 93). Мф.8:5–13 (зач. 25). Богородицы: Флп.2:5–11 (зач. 240). Лк.10:38–42,11:27–28 (зач. 54).
От Матфея святое Благовествование
8.5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
8.6. Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
8.7. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8.8. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
8.9. ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
8.10. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
8.11. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
8.12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
8.13. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
После исцеления прокаженного Господь направился в Капернаум, где и совершил чудо исцеления слуги сотника (офицера, стоявшего во главе римского воинского гарнизона из сотни солдат). Сотник много слышал о чудесах, совершенных Господом, и, узнав о прибытии Его в Капернаум, подошел к Нему и просил: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8, 6). Христос, заранее зная, что сотник уже верует в Него как в Мессию, и желая, чтобы его великая вера была открыта для других, сказал: Я приду и исцелю его (Мф. 8, 7).
По римскому закону раб был живым бесправным орудием. Обычно нетрудоспособного раба выбрасывали на улицу умирать. Отношение же этого сотника к рабу было совсем иным: уважение и глубокая человечность, готовность приложить все усилия, чтобы спасти своего раба.
Сотник знает, что одного слова Христова достаточно, чтобы исцелить его слугу на расстоянии, а потому просит: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8, 8).
Смирение и сила веры язычника настолько тронули Спасителя, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10), подразумевая весь еврейский народ. Опровергая мнение иудеев о том, что только они одни могут быть членами Царства Мессии, Господь предрекает: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф. 8, 11–12).
Вечный пир с Авраамом, Исааком и Иаковом был у иудеев народным изображением небесного блаженства. И так как на Востоке приглашенные гости возлежали за столом во время пира, то иудеям казалось, что в Царстве Небесном они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом.
Но если многие из язычников окажутся достойными вместе с ветхозаветными праотцами наследовать это Царство, то иудеи за свое неверие в пришедшего Мессию будут извержены во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).
Слова эти были сказаны Спасителем, с одной стороны, чтобы смирить надменных иудеев, которые хвалились своим происхождением от Авраама, с другой стороны, чтобы утешить и привлечь к вере тех, которые происходили из язычников.
Господь обращается к сердцу каждого человека. Служа своим ближним, которые ждут нашей помощи, мы ступаем на стезю деятельной евангельской любви, которая преображает мир вокруг нас и позволяет стяжать такую веру, какая была у римского сотника, и именно такая вера открывает человеку вход в Царствие Божие.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
По окончании Литургии настоятель Собора Сергий Снопков отслужил молебен Казанской иконе Божией Матери.
В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
Тропарь, глас 3
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.
Кондак, глас 3
Воскре́сл еси́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.
Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.
КАЗАНСКАЯ ИКОНА В ИСТОРИИ
Нет такого храма или дома, где в красном углу не стоял бы образ Богородицы. Иконописцы наносили мазки на холст, осеняя каждое свое движение молитвой к Богу и Его Матери, испрашивая благословение и помощь, и вот рождался новый Ее образ. Более трехсот различных икон явила Царица Небесная через умелые руки иконописцев, и через каждый Она подавала исцеления и многие чудеса.
Но есть у православных особо любимый и дорогой образ: Казанская икона Божией Матери, явленная в 1579 году в городе Казани, и через который Богородица всегда подавала Свою помощь в трудные для России времена.
8 июля по старому стилю (21-ого по новому) на пепелище откопали икону, и народ вновь упал перед Пречистой на колени, благодаря за милость Ее, за то, что Она не забывает о Своем народе. И сейчас с иконы на нас смотрит Дева: сколько грусти и печали в этих больших глазах! Она глядит немного в сторону, словно задумчиво бросив взгляд куда-то вдаль, и, кажется, что ее глаза темны от слез. А рядом с Ней Младенец, поднявший руку в благословляющем жесте и смотрящий прямо на нас — строго и внимательно. По молитвам перед этой иконой происходило множество чудес, навсегда вошедших в историю, и в день ее явления в России произошли одни из важнейших событий.
1613 год — по некоторым источникам, в этот день в Успенском соборе Кремля совершилось венчание на Царство первого Государя из рода Романовых Михаила Феодоровича, призванного Земским Собором. После изгнания поляков из Москвы в 1612 году появилась возможность в более спокойной обстановке избрать нового царя. Русский народ нашел тогда в себе духовные силы для преодоления Смутного времени, и Богу было угодно продлить историю России с новой династией Своих Помазанников.
1709 год — по молитвам перед этим образом прошла победа в Полтавском сражении между русской и шведской армиями в ходе Северной войны. Героическая оборона Полтавы сковала силы Карла XII, дав возможность русской армии сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к разгрому врага. Шведы начали отход, превратившийся в паническое бегство. Полтавское сражение предопределило победоносный для России исход длительной Северной войны и подняло международный авторитет Российской империи. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла ХII развеяна. Могучий патриотический настрой вызвали у русских воинов обращенные к ним перед началом Полтавского сражения слова Петра:
«Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего».
Это событие упоминается и в акафисте перед Казанской иконой Божией Матери:
«Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлют ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави» (Икос 5).
1941 год — в день обретения Казанской иконы ровно в 10 часов вечера над Москвой была объявлена воздушная тревога. Советская армия бросила все силы на отражение угрозы противника, всю ночь шли бои, и лишь в 3 часа 25 минут прозвучал отбой, и диктор радио сообщил: «Граждане! Первый массированный налет немецко-фашистской авиации на Москву отражен нашими доблестными летчиками и зенитчиками. Опасность миновала!» И снова милость Пресвятой Богородицы была над русским народом, не оставила Она народ Свой в опасности.
Более четырехсот лет назад девочке Матроне в Казани явилась Божия Матерь, указав на Свою икону. И с тех пор в этот день год за годом Ей возносятся благодарственные молитвы: за помощь в преодолении Смутного времени, за победу в Полтавском сражении и в Великой Отечественной войне. Она всегда была рядом, и по молитве к Ней уходят все вражеские напасти, рассеиваются горе и беды. Если Божия Матерь с нами, то кто на нас?
«О Всепетая Мати, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа».