Апо́столов первопресто́льницы, и вселе́нныя учи́телие,

Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти

и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу

12 июля - день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра  и Павла

Накануне престольного Праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла всенощное бдение в Соборе свв.апп. Петра и Павла возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужило духовенство епархии. 

Песнопения Литургии исполнили малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

В соответствии с богослужебным Уставом на великой вечерне была совершена лития (усиленное моление) с освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла). 

Духовенство соборно прочитало Акафист святым апостолам:

Избра́ннии пропове́дницы А́гнца Не­по­ро́ч­на­го, за ны закла́ннаго, Хри­ста́ Бо́­га, пресла́внии Апо́столи Пе́тре и Па́вле! Я́ко Богове́дением концы́ ми́­ра озари́вшии и оби́льне струя́ми бла­го­да́­ти напои́вшии, и ны́­не с лю­бо́­вию при́зрите на чту́щия усе́рд­но па́­мять ва́шу. Испо́лните нас ду́­ха пре­му́д­ро­сти, серд­ца́ на́­ша ве́­рою утверди́те, да непреста́нно бла­го­да́р­ствен­ная вам по­е́м, со уми­ле́­нием зо­ву́­ще:

Ра́дуйтеся, святи́и первоверхо́внии Апо́столи Пе́тре и Па́вле.

А́нгели благове́стницы яви́стеся на зем­ли́, Апо́столи Пе́тре и Па́вле блаже́ннии, зане́ от Самаго́ Вино́вника спа­се́­ния на́­ше­го на де́лание ва́ше призва́ни бы́вше, ши­ро­ту́ всея́ зем­ли́ обтеко́сте, иуде́ом и е́ллином Хри­ста́ распя́таго, Бо́­жию Си́­лу и Бо́­жию Прему́дрость, пропове́дающе. Те́м­же и мы, све́­том уче́­ний ва́ших оза­ря́е­ми, се́рд­цем и ус­ты́ взы­ва́­ем к вам си­це­ва́я:

Ра́дуйтеся, зве́зды светоза́рныя, от восто́ка возсия́вшия и всем лю́­дем путь ко Хри­сту́ показа́вшия; ра́дуйтеся, Це́рк­ве Хри­сто́­вы утвер­жде́­ние и столпи́ непоколеби́мии.

Ра́дуйтеся, власть вяза́ти и реши́ти гре­хи́ на́­ша от Хри­ста́ прии́мшии; ра́дуйтеся, во свя­ты́х писа́ниих ва́ших к ве́­ре и упова́нию на Бо́­га вся ны призыва́ющии.

Ра́дуйтеся, в жи­тии ва́шем о́бразы обраще́ния согреша́ющим яви́вшии; ра́дуйтеся, вы­со­ту́ люб­ве́ и́с­тин­ныя сло́­вом и де́­лом нам показа́вшии.

Ра́дуйтеся, святи́и первоверхо́внии Апо́столи Пе́тре и Па́вле.

Апостолы Петр и Павел. Сохранившийся фрагмент древней росписи монастыря Ватопед на Афоне.

Конец XII века

 

Духовенство, хор и миряне троекратно пропели Величание Апостолам:

Велича́ем вас, апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле,

весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.

От Иоанна Святое Благовествование:

Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, или Как понять  «небесную арифметику»?

21:15 [Зач. 67.] Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
21:16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
21:19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
21:20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21:21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
21:22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? –
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Строки евангельского чтения повествуют о беседе воскресшего Спасителя с апостолом Петром на берегу Галилейского моря.

Во время трапезы, приготовленной для Своих учеников Спасителем, Он обращается к Петру с вопросом о том, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, этим вопросом Спаситель хотел испытать любовь Своего верного ученика, который на словах был готов пойти за Ним, но в момент суда над Христом трижды отрекся от Него.

Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа, ссылаясь на Его всеведение: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15).

Более того, по своему смирению Петр вместо глагола  ἀγαπᾶν, «любить», произнесенного Господом и подразумевающего любовь жертвенную и снисходящую к ближнему, употребляет другой глагол – φιλεῖν, подразумевающий дружеское, сердечное расположение. Таким образом, Петр уже не настаивает на том, что его любовь ко Христу является жертвенной, как он утверждал ранее. Ведь в момент суда над Спасителем, когда, казалось бы, эта жертвенная любовь должна была обнаружить себя, он проявил малодушие.

Господь дважды обращается к Петру с вопросом о любви жертвенной, но в ответ слышит слова, выражающие чувства дружеской любви. Поэтому третий вопрос Спаситель задает иначе, используя глагол φιλεῖς, то есть как бы говоря: «Действительно ли ты друг Мне, Симон?» Петра же опечалило как раз то, что он не сразу понял суть вопроса, и следовательно, не выразил готовности проявить жертвенную любовь по отношению к Своему Учителю и каждому верующему человеку.

Первый вопрос, который Господь задает по Своем Воскресении каждому из нас касается Самого Господа: «Любишь ли Меня?» И это действительно важно, потому что отношения со Христом и жизнь каждого из нас зависят только от ответа на этот вопрос.

Ведь любовь всегда связана с ответственностью и жертвенностью. Следовательно, мы по-настоящему любим Христа, если готовы отсечь все греховное, все то, что не соответствует Евангелию, взять свой крест и, исполняя волю Божию, последовать за Христом.

В Церкви, в стаде Христовом есть агнцы, и есть овцы. И те, и другие дороги для Пастыря доброго. Но прежде всего Он заботится об агнцах. Еще в древних катакомбах было изображение Спасителя с агнцем – маленьким ягненком, которого Он несет на плечах. Пастырь добрый – символ любви, которую имеет Господь, к каждой заблудшей овце. Никто не сможет повести словесных овец на зеленые райские пастбища, если не будет с ним Сам Христос, Пастырь добрый. Если не будет у него такой любви ко Господу, которая будет означать благодатное присутствие Самого Христа.

Как бы мы ни были утешены благодатью, сколько бы мы ни знали о Христе, мы касаемся

только края ризы Его. Какие бы чудеса ни дано нам было пережить, они – ничто перед тем,

что может ждать нас впереди.

Человеческие слова бессильны описать Христа, и человеческие книги не могут вместить Его.

Потому Евангелие от Иоанна завершается напоминанием о бесчисленных победах,

о неиссякаемой силе и безграничной благодати Воскресшего Христа.

После прочтения Евангелия молящиеся были помазаны освященным елеем.

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси.