Апо́столов первопресто́льницы, и вселе́нныя учи́телие,
Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти
и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу
Накануне престольного Праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла всенощное бдение в Соборе свв.апп. Петра и Павла возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужило духовенство епархии.
Песнопения Литургии исполнили малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.
В соответствии с богослужебным Уставом на великой вечерне была совершена лития (усиленное моление) с освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла).
Духовенство соборно прочитало Акафист святым апостолам:
Избра́ннии пропове́дницы А́гнца Непоро́чнаго, за ны закла́ннаго, Христа́ Бо́га, пресла́внии Апо́столи Пе́тре и Па́вле! Я́ко Богове́дением концы́ ми́ра озари́вшии и оби́льне струя́ми благода́ти напои́вшии, и ны́не с любо́вию при́зрите на чту́щия усе́рдно па́мять ва́шу. Испо́лните нас ду́ха прему́дрости, сердца́ на́ша ве́рою утверди́те, да непреста́нно благода́рственная вам пое́м, со умиле́нием зову́ще:
Ра́дуйтеся, святи́и первоверхо́внии Апо́столи Пе́тре и Па́вле.
А́нгели благове́стницы яви́стеся на земли́, Апо́столи Пе́тре и Па́вле блаже́ннии, зане́ от Самаго́ Вино́вника спасе́ния на́шего на де́лание ва́ше призва́ни бы́вше, широту́ всея́ земли́ обтеко́сте, иуде́ом и е́ллином Христа́ распя́таго, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, пропове́дающе. Те́мже и мы, све́том уче́ний ва́ших озаря́еми, се́рдцем и усты́ взыва́ем к вам сицева́я:
Ра́дуйтеся, зве́зды светоза́рныя, от восто́ка возсия́вшия и всем лю́дем путь ко Христу́ показа́вшия; ра́дуйтеся, Це́ркве Христо́вы утвержде́ние и столпи́ непоколеби́мии.
Ра́дуйтеся, власть вяза́ти и реши́ти грехи́ на́ша от Христа́ прии́мшии; ра́дуйтеся, во святы́х писа́ниих ва́ших к ве́ре и упова́нию на Бо́га вся ны призыва́ющии.
Ра́дуйтеся, в житии ва́шем о́бразы обраще́ния согреша́ющим яви́вшии; ра́дуйтеся, высоту́ любве́ и́стинныя сло́вом и де́лом нам показа́вшии.
Ра́дуйтеся, святи́и первоверхо́внии Апо́столи Пе́тре и Па́вле.
Апостолы Петр и Павел. Сохранившийся фрагмент древней росписи монастыря Ватопед на Афоне.
Конец XII века
Духовенство, хор и миряне троекратно пропели Величание Апостолам:
Велича́ем вас, апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле,
весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.
От Иоанна Святое Благовествование:
Строки евангельского чтения повествуют о беседе воскресшего Спасителя с апостолом Петром на берегу Галилейского моря.
Во время трапезы, приготовленной для Своих учеников Спасителем, Он обращается к Петру с вопросом о том, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, этим вопросом Спаситель хотел испытать любовь Своего верного ученика, который на словах был готов пойти за Ним, но в момент суда над Христом трижды отрекся от Него.
Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа, ссылаясь на Его всеведение: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15).
Более того, по своему смирению Петр вместо глагола ἀγαπᾶν, «любить», произнесенного Господом и подразумевающего любовь жертвенную и снисходящую к ближнему, употребляет другой глагол – φιλεῖν, подразумевающий дружеское, сердечное расположение. Таким образом, Петр уже не настаивает на том, что его любовь ко Христу является жертвенной, как он утверждал ранее. Ведь в момент суда над Спасителем, когда, казалось бы, эта жертвенная любовь должна была обнаружить себя, он проявил малодушие.
Господь дважды обращается к Петру с вопросом о любви жертвенной, но в ответ слышит слова, выражающие чувства дружеской любви. Поэтому третий вопрос Спаситель задает иначе, используя глагол φιλεῖς, то есть как бы говоря: «Действительно ли ты друг Мне, Симон?» Петра же опечалило как раз то, что он не сразу понял суть вопроса, и следовательно, не выразил готовности проявить жертвенную любовь по отношению к Своему Учителю и каждому верующему человеку.
Первый вопрос, который Господь задает по Своем Воскресении каждому из нас касается Самого Господа: «Любишь ли Меня?» И это действительно важно, потому что отношения со Христом и жизнь каждого из нас зависят только от ответа на этот вопрос.
Ведь любовь всегда связана с ответственностью и жертвенностью. Следовательно, мы по-настоящему любим Христа, если готовы отсечь все греховное, все то, что не соответствует Евангелию, взять свой крест и, исполняя волю Божию, последовать за Христом.
В Церкви, в стаде Христовом есть агнцы, и есть овцы. И те, и другие дороги для Пастыря доброго. Но прежде всего Он заботится об агнцах. Еще в древних катакомбах было изображение Спасителя с агнцем – маленьким ягненком, которого Он несет на плечах. Пастырь добрый – символ любви, которую имеет Господь, к каждой заблудшей овце. Никто не сможет повести словесных овец на зеленые райские пастбища, если не будет с ним Сам Христос, Пастырь добрый. Если не будет у него такой любви ко Господу, которая будет означать благодатное присутствие Самого Христа.
Как бы мы ни были утешены благодатью, сколько бы мы ни знали о Христе, мы касаемся
только края ризы Его. Какие бы чудеса ни дано нам было пережить, они – ничто перед тем,
что может ждать нас впереди.
Человеческие слова бессильны описать Христа, и человеческие книги не могут вместить Его.
Потому Евангелие от Иоанна завершается напоминанием о бесчисленных победах,
о неиссякаемой силе и безграничной благодати Воскресшего Христа.
После прочтения Евангелия молящиеся были помазаны освященным елеем.
Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси.