Сегодня 07.07.2024, во Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Апостольский пост, РОЖДЕСТВО ЧЕСТНО́ГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННАБожественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Павел Орлов, иерей Максим Черненко и иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Рим.2:10–16 (зач. 81 от полу́). Мф.4:18–23 (зач. 9). Свв. (под зачало): Евр.11:33–12:2 (зач. 330). Мф.4:25–5:12 (зач. 10). Предтечи: Рим.13:11–14:4 (зач. 112). Лк.1:1–25,57–68,76,80 (зач. 1).

Как понимать заповеди блаженства / Православие.Ru

От Матфея святое благовествование

4.18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

4.19. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

4.20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

4.21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

4.22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

4.23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

В центре Галилеи располагалось Галилейское озеро, или море. Оно изобиловало рыбой, а потому рыболовство было одним из главных занятий местных жителей. Рыбу ловили на удочку или сетями, которые искусно забрасывали с берега или с мелководья. Затем их вытаскивали на землю вместе с пойманной рыбой. Этим делом и занимались Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, когда их увидел Спаситель.

Петр, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и однажды, по его указанию, пошли за Иисусом Христом: они хотели быть рядом с Ним, слушать Его. Но их избрание на апостольство произошло чуть позже, и в этом был свой смысл. По Божественному Промыслу необходимо было, чтобы они стали свидетелями жизни Христа, Его учения и чудес до самого Его вознесения на небо.

А потому Господь призвал их именно в тот момент, когда они были внутренне к этому готовы. Спаситель, обращаясь к Петру и его брату Андрею, говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), то есть проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.

Евангелист Матфей сообщает, что Господь призвал Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы (Мф. 4, 18).

Имя Симон является сокращенным вариантом еврейского имени Симеон (точнее Шимон). Греческое же имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень, валун, скала». Христос нарек Симона Петром, потому как увидел в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Андрей – брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.

Услышав призыв Христа, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20).

Идя далее, Господь увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их (Мф. 4, 21).

Иаков Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, был братом евангелиста Иоанна Богослова. Сам же Иоанн был призван раньше вместе с Андреем.

Им не на что было купить новые сети, а потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности жили Иаков и Иоанн, питаясь от праведных трудов своих, и, будучи связаны союзом братской любви, не покидали отца и служили ему как любящие дети. Услышав же призыв Христа, братья тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 22).

Как мы видим, ученики Христа до встречи с Ним вели размеренную, обычную для того времени жизнь. Но в один момент для них все изменилось: Бог избрал их как послов Своего Небесного Царства в земном мире.

Нам же следует помнить, что Господь не избирает сильных мира сего для продолжения проповеди Евангелия. Он останавливает Свой выбор на рыбаках, простых и бедных людях, наставляя их примером собственной жизни посредством проявления любви и милосердия, как и каждого из нас. Ведь и мы призваны быть благовестниками Евангелия Царства Божьего, и не только словами, но и примером всей своей жизни и дел.

 

ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

 

7 июля Святая Православная Церковь светло празднует рождество честного славного святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на 6 месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении сына. Он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в 30-летнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии — Христа. К реке перед праздником очищения сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом. Когда ожидание мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и сам Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году: его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священников Олегом Стеняевым говорим о Рождестве Иоанна Крестителя. Праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя - один из тех праздников православного церковного календаря, в названии которого используется слово «рождество». Оно встречается всего лишь дважды - речь идёт о праздниках Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании Божественной Литургии и славления Всем Святым в земле Русской просиявших, был совершен Крестный ход вокруг Собора.

Тропарь, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак, глас 3

Пре́жде непло́ды, днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча.

Величание

Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.

НАШИ ПОМОЩНИКИ НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ

В день всех святых в земле Русской просиявших мы вспоминаем самых нам близких угодников Божиих, ведь они жили в той же стране и принадлежали к той же Русской Православной Церкви, что и мы, говорили на понятном нам языке, их жизнь неразрывно связана с историей нашей страны (а имена многих из них ещё и вписаны в эту историю золотыми буквами). Сегодня мы их вспоминаем, молимся им усердно, восхваляем их подвиги веры. Но чего же они особенно ждут от нас? Конечно же, того, чтобы мы подражали им в их любви к Богу. Как сказал апостол Павел : «Подражайте мне, как я — Христу!» И нет в этих словах ни капли самодовольства —только горячее желание своим примером способствовать спасению ближних своих, своих братьев по вере.

Глядя на святых нашей Церкви в те или иные отрезки жизни страны, понимаешь, что возможность спасения есть всегда и у всех — от правителя, окружённого искушениями власти и богатой жизни, до крестьянина и простого гражданина, вынужденного тратить много сил своих на элементарное пропитание.

Мы видим мучеников, которые смиренно принимали страдания за веру в тёмные средние века, а также видим мучеников, которые приняли страдания в годы ещё совсем недавних гонений на Церковь — как они похожи, и как похожи методы врага рода человеческого, желающего отторгнуть людей от Бога! Всегда одно и то же: жизнь или вера, спокойное, сытое существование предателя или вера! Вспомним святых Бориса и Глеба, которые на заре русской государственности пожелали принять смерть, лишь бы не начинать братоубийственной войны; вспомним тут же и новомучеников, которые жили совсем недавно — все они пострадали именно потому, что знали, что спасение души важнее мирского благополучия. И в каждую эпоху находились люди в России, которые неизменно выбирали веру, и оказывались поэтому в числе святых. А значит, и сейчас это возможно.

Много в России, как и во всём православном мире благоверных, праведных правителей и военных, прославленных также в лике святых. Мы чтим их, и жизни многих из них можно успешно применить в деле патриотического воспитания. Но только ли в патриотизме дело? Конечно, не только. Ведь причиной канонизации правителей и военачальников всегда была их вера, которая и помогала им защищать Родину, быть поистине благочестивыми правителями, которые приносили пользу в первую очередь духовному состоянию народа и успевали при этом быть настоящими молитвенниками. Таких было немало во все времена, и они тоже для нас пример — пример того, как можно быть и тем, в чьих рука светская, или военная власть, и тем, кто всей душой стремится ко спасению. Феодор Ушаков, Александр Невский — много-много имён, и все они, как бы говорят нам: «Какое бы положение ты, христианин, не занимал — всегда для тебя открыта дорога веры — деятельной и живой! Всегда есть место для подвига!»

Не забудем сегодня один из самых заметных чинов святых — преподобных. Люди, которые, по названию судя, уподобились самому Христу — максимально приблизились к идеалу христианской жизни. Многие из них ещё на земле получили от Бога великие духовные дары за свою добродетельную жизнь, и ныне славны чудесами, которые происходят по молитвам к ним. Однако, и эти чудеса, являемые через них, тоже не самое главное. Иногда мы поражаемся, читая жития наших преподобных отцов и матерей, забывая при этом, что и мы призваны к такому же приближению к Богу, к такой же встрече с Богом, как и они. Человек рождается для того, чтобы прийти к Богу, и никто не рождается для того, чтобы оказаться в аду, который предназначен только лишь для сатаны и его ангелов. Люди тоже попадают в ад в результате своей нечестивой жизни, но по призванию своему мы все должны стать гражданами Неба. Именно об этом говорят преподобные святые — их жизни являются примерами пути к Богу. Кто-то с детства начал эту дорогу, как тот же Сергий Радонежский; а кто-то стал преподобным после долгих лет борьбы со своими страстями, как родной брат преподобного Сергия святой Стефан Московский. Иными словами не ради умиления нашего при чтении жизнеописаний святых они написаны, а ради того, чтобы применить эту мудрость в своей жизни.

Все, жившие (и, конечно, ещё живущие, но нами не знаемые) святые Русской Церкви суть наши проводники в Царствие Божие. Они помогают нам своей молитвой, но пройти этот путь каждый из нас должен сам, помня, что все мы созданы по образу и подобию Божию, и, разумеется, применяя на практике в своей духовной жизни весь духовный багаж, собранный (в том числе и для нас) за все прошедшие столетия сонмом святых в земле Русской просиявших.

Тропарь, глас 8

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Ин тропарь, глас 4

Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о, всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.

Кондак, глас 3

Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.

Ин кондак, глас 6

Предста́телие страны́ на́шей неусы́пнии,/ хода́таи о нас ко Творцу́ непреста́ннии,/ не пре́зрите моле́ний на́ших,/ но, предваря́юще на по́мощь, я́ко сро́дницы на́ши,/ ускори́те на моли́тву/ и потщи́теся на умоле́ние,// предста́тельствующе при́сно о чту́щих вас.