Сегодня 30.06.2024, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Максим Черненко, иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф. 28:16–20 (зач. 116). Лит. – Евр. 11:33 – 12:2 (зач. 330). Мф. 10:32–33, 37–38, 19:27–30 (зач. 38). 

От Матфея святое Благовествование

10.32. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

10.33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

 

10.37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

10.38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

 

19.27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

19.28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

19.29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

19.30. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Предупредив о предстоящих гонениях, ожидающих Его последователей, Спаситель призывает их к исповедничеству. 

Исповедуя Христа, нужно и любить Его больше всех, а волю Его, выраженную в заповедях, ставить выше воли кого бы то ни было из людей, а потому Спаситель добавляет: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

И слова эти не звучали для окружавших Его людей странно или неожиданно. Напротив, они были подтверждением веры, потому как не противоречили заповеди о почитании родителей, но дополняли ее, ставя Бога на первое место в духовной жизни.

Далее Господь говорит: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Жители Галилеи хорошо знали, что такое крест. В их памяти осталось подавление восстания Иуды Галилейского римским полководцем Варом, приказавшим распять на крестах две тысячи иудеев, а кресты поставить вдоль дорог Галилеи. Слушающие Христа помнили, как осужденные сами несли свои кресты к месту распятия.

Обращаясь к слушающим Его, Спаситель сказал о том, что стремление удержать имеющиеся земные блага привязывает интересы, мысли и чувства человека к земному, что не позволяет следовать за вечным.

На что апостол Петр заметил: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27). Действительно, апостолы были людьми разных профессий и достатка. Кто-то был беден, кто-то, наоборот, богат, но все они оставили все, что имели, и последовали за Христом. В этом выразилось их самоотвержение.

На это Господь отвечает, что всякий, оставивший ради Него все, к чему привязан душой, получит великую награду, и притом не только в будущей, но уже и в этой земной жизни.

Действительно, в первые века христианства во время гонений все христиане составляли как бы одну семью, являясь братьями и сестрами во Христе, и дом каждого из них был всегда открыт для всякого провозвестника слова Божиего, становясь как бы его собственным домом взамен оставленного ради Христа и проповеди Евангелия.

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о том, что каждому христианину приходится жертвовать своими покоем, комфортом и желаниями ради исполнения воли Божией в этом мире. Это и есть путь крестоношения. И только следуя этим путем, мы становимся наследниками славы Царства Божия.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании Божественной Литургии и славления Всем Святым, был совершен Крестный ход вокруг Собора.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

ПОМАЗАННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ

Тихо в храме, и лишь свечи потрескивают в сумраке. Прохладно, хорошо, спокойно. Тихо в храме, и лишь стук сердца нарушает тишину этого святого места. Человек стоит в полном одиночестве у иконы, бормочет что-то под нос, горячо шепчет, и если внимательно прислушаться, можно услышать отдельные слова: «Помоги… Чтобы мой сын был здоров… Господи… Чтобы мой сын был здоров».

Но вокруг этого человека сейчас невидимым, но чудесным образом находятся сотни, тысячи святых, строго и ласково с невыразимой любовью смотрящих с икон. Вот святитель Николай Чудотворец, живший в далеких Мирах Ликийских в IV веке, который говорил на ином языке и ничего не слышал о Русской земле, но именно здесь его почитают и любят, ласково называя Николой. А вот рядом чистый строгий лик преподобного Сергия Радонежского, жившего в холодной северной стране России в XIV веке. Годы, века меняют строй человеческой жизни — земная жизнь переменчива, непостоянна, но люди, посвятившие свою жизнь Богу, стяжавшие Духа Святого, оказываются вне времени, вне истории. Вспомним хотя бы праведную Матрону Московскую, которая преставилась в 50-х годах прошлого века, или отцов-пустынников. Сколько святых в Святой, Соборной Православной Церкви? Точное количество никому неведомо, но имеет ли это особое значение в тот день, когда вспоминаются все святые, угодившие Богу, в независимости от того, стоит ли имя в Четьях-Минеях?

Святые, живущие в разных концах земли и в разные века, соединяются все после своей смерти в Царствии Божьем во Христе Иисусе, в Кого верили до последнего своего издыхания и Кому служили всю свою жизнь, до последней капли пота, — Господу, ведающему все тайны мира, возможно невозможное. И вот, раздвигаются временные рамки, теперь уже не имеет значения, когда и где жил человек, в какой исторический промежуток, и на каком языке говорил, главное то, что учили они об Одном Возлюбленном Учителе, Боге нашем. Бог наш — как приятно, как трепетно осознавать тот факт, что и мы верим так же, как и святители, мученики, праведники, преподобные — ни на йоту не изменилось учение со времен апостольских. Мы говорим на разных языках о Том, Кого тоже пытаемся возлюбить такой же горячей, ревностной любовью, какая была, например, у Николая Чудотворца или Спиридона Тримифунтского. Мы читаем те же молитвы, которые читали преподобные Оптинские старцы или блаженная Ксения Петербургская: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое…», и Бог нам становится ближе, и появляются силы и дальше нести свой крест. Как и святые мы ищем помощи Божией и благодати в Таинствах Церковных, через Тело и Кровь Христовы, которые воскрешают и исцеляют, укрепляют и вселяют радость, любовь и веселие. Мы стоим на богослужении в храме, как Филарет Московский или Феофан Затворник — Литургия также не изменилась, все в нашей Церкви осталось по-прежнему, как и заповедовали апостолы и их ученики…

Но в праздник всех святых как никогда важно вновь вспомнить о том, что Господь и сейчас каждому из нас дает шанс стать святым — ничего в Нем не поменялось, Он любит человечество так же горячо, не выбирая праведников и грешников, но лишь человек ленится идти к Нему навстречу. Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан, ведь человек сотворен Богом по образу и подобию, и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы перейти к этому подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», — говорится в Евангелии.

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы — на Троицу была установлена Церковь, это день Ее рождения, посажен росток в землю, расцветший затем ярким цветом — мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители, в которых мы почитаем не только безгрешность, творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики, а главное — ту благодать Божию, которая в них просияла.

В наши дни, когда нам известны имена тысяч людей, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники — обитали на соседних улицах, ходили в магазины и жили обычной жизнью, показав нам, насколько близко от нас находится благодать Божия. Сейчас мы славим всех угодников Божьих со дня рождения Церкви, и верим, что по их молитвам, Господь даст и нам, грешным и беспомощным благодать Свою, чтобы и мы сделались храмом Духа Святого.

Все святии, молите Бога о нас!

Тропарь Собору Всех святых, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

Кондак Собору Всех святых, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва Собору Всех святых

О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостивно призрите на нас, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих вам сие́ хвале́бное пе́ние и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода: ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ка восхо́щете, испроси́ти у Него́ мо́жете. Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся вам: моли́те ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст нам дух ва́шея ре́вности к хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка прейти́ и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Собору Всех святых

Велича́ем вас,/ апо́столи, му́ченицы и проро́цы и вси святи́и,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,// вы бо мо́лите о нас/ Христа́ Бо́га на́шего.

На праздник Всех Святых приходится заговенье на Петровский пост — последний непостный день, в преддверии Петрова поста. Пост заканчивается накануне праздника апостолов Петра и Павла, поэтому он называется Петровским (Апостольским или Петровым).

В 2024 году Петров пост начнется 1 июля, а завершится 11 июля.

Основной традицией любого православного поста является не только воздержание в пище.

Время поста — это период борьбы человека со своими страстями, большего внимания к делам милосердия и молитве. В течение поста верующие стараются как можно чаще приходить в храм.