«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»

Сегодня 13.06.2024, Вознесение Господне. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:9–20 (зач. 71). Лит. – Деян.1:1–12 (зач. 1). Лк.24:36–53 (зач. 114).

От Луки святое Благовествование

24.36. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

24.37. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

24.38. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

24.39. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

24.40. И, сказав это, показал им руки и ноги.

24.41. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

24.42. Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

24.43. И, взяв, ел пред ними.

24.44. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

24.45. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

24.46. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

24.47. и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

24.48. Вы же свидетели сему.

24.49. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

24.50. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

24.51. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

24.52. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

24.53.И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Строки евангельского чтения повествуют о явлении Господа по воскресении десяти ученикам, собранным вместе. Желая рассеять в Своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (Лк. 24, 36). Апостолы же, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа (Лк. 24, 37). Для уверения учеников, что перед ними находится именно Он, Господь сказал им: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 39).

Желая искоренить в учениках последние остатки неверия, Спаситель вкусил перед ними часть печеной рыбы и сотового меда, оставшиеся, вероятно, от их вечери.

Доказав апостолам, что перед ними находится не Дух, а Сам Господь, Христос через особенное благодатное озарение отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45), которых раньше, под влиянием учения фарисеев, они не понимали. Господь указывает на исполнение того, что Он прежде неоднократно говорил ученикам о предстоящих Ему страданиях и воскресении.

Таким образом, Господь умирил и успокоил сердца учеников, удостоверив их в действительности Своего воскресения, и разъяснил смысл Писаний, обещая Святого Духа апостолам для содействия делу проповеди Евангелия.

Евангелист Лука заключает свое Евангелие кратким описанием события Вознесения Христа на небо, свершившегося в сороковой день по Его воскресении. И поскольку Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в вознесении вошла в Божественную славу, то все человечество в Лице Богочеловека Христа получило возможность бесконечного духовного восхождения.

Тем самым Христос открыл Небо каждому из нас.

Нам остается лишь впустить Бога в свои сердца,

обратившись к горнему миру и оставив всякое земное попечение.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

КУДА ВОЗНОСИТЬСЯ НАМ?

В неминуемо быстром течении времени, только недавно подготовив душу свою к пасхальным событиям, мы вновь встречам церковную радость — Вознесение Господне. Христианские праздники похожи на кольца цепи, неразрывно связанные друг с другом. Прекрасное время для работы над собой, над целью жизни христианской — вечной жизни с Богом, путь к которому многократно указывался в жизни Иисуса Христа, и в его Вознесении на сороковой день после Воскресения.

Елеонская гора

Казалось бы, Господь мог просто исчезнуть, попрощавшись с учениками, но он повелел учениками взойти на гору Елеонскую. Он сообщил им о ниспослании Святого Духа, благословил апостолов и вознесся на небо. Когда светлое облако скрыло Господа от учеников, им явились два ангела, сказав, что Господь снова придет на землю так же, как видели его восходящим на небо. Так и представляешь себе учеников, стоящих с запрокинутыми головами, забывших обо всём земном и с восторгом взирающих в небо…

И вот с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян. 7, 55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян. 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24, 30; Лк. 21, 27).

Вознесение Господне

Господь ушел от нас, но при этом мы испытываем глубокую радость! Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). И вот сегодня мы испытываем радость не только в том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути. Как писал святой Антоний Сурожский, радость нам дана в том, что теперь мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

Господь ушел, но дает нам возможность встречаться с ним незримо на земле. Встретиться не значит просто оказаться где-то лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда почувствуешь душу человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели — как легко встретиться.

В этом великом восхождении, всецелом устремлении ввысь заключён глубокий смысл. Да и небо духовное не над нашими головами, конечно, находится. Не в космос ведь возносился Господь, а в иную, непостижимую высь, в то Царство, которое «внутри нас есть». Как часто люди говорят, что у них нет времени заниматься своей душой, уделить время походу в храм, хотя им хочется, но мешает работа, семья, дела… Но что это по сравнению с прохождением крестных мук Господа ради нас грешных? Сможем ли мы сказать потом Господу: у меня не было времени на тебя, я стеснялся молиться, мне было страшно зайти в храм? Или было просто лень? Ведь это страх ложный, он не от Бога. Вот над чем стоит человеку вознестись, над собственной греховной природой. И Господь хочет спасения каждого человека, нам нужно лишь сделать шаг к Нему: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 22-33).

Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды, — знак и того, что благословение Божие всегда пребывает в Церкви и будет хранить ее всегда.

Тропарь Вознесению Господню, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод:

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением[1], в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

[1] Отсылка к словам: «И, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50-51).

Кондак Вознесению Господню, глас 6

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»