Сегодня 09.06.2024, Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Максим Черненко, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.20:11–18 (зач. 64). Лит. – Деян.16:16–34 (зач. 38). Ин.9:1–38 (зач. 34).
От Иоанна святое Благовествование
9.1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
9.2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
9.3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
9.4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
9.5. Доколе Я в мире, Я свет миру.
9.6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
9.7. и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
9.8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9.9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
9.10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
9.11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
9.12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
9.13. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
9.14. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
9.15. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
9.16. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
9.17. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
9.18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
9.19. и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
9.20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
9.21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
9.22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
9.23. Посему‑то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
9.24. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
9.25. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
9.26. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
9.27. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
9.28. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
9.29. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
9.30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
9.31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
9.32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
9.33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
9.34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
9.35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
9.36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
9.37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
9.38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют об исцелении слепорожденного. Прежде чем Спаситель исцелил этого человека, ученики спросили: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2).
Отвечая на этот вопрос, Господь указывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). То есть чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть «Свет мира», что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в духовной слепоте, образом которой является телесная слепота.
А потому Господь плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9, 6–7).
Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел, что произвело сильное впечатление на знавших его. Выслушав рассказ исцеленного, его повели к фарисеям, чтобы рассказать о чуде. Фарисеи же говорят прозревшему, что он должен прославлять исцелившего его Бога, но тут же обвиняют Христа в том, что Он грешник и не хранит субботы. Но исцеленный, прозревший не только телесными, но и духовными очами, ответил: Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9, 33).
Господь, услышавший о том, что фарисеи выгнали прозревшего, нашел его и, открывшись ему, привел к вере в Себя как Сына Божия.
Строки сегодняшнего евангельского чтения напоминают нам о том, как меняется человеческая природа, встречаясь с благодатью Божией. Будем же с мольбою взывать ко Господу, чтобы Он избавил нас от духовной слепоты, рождающей греховные страсти, дабы открылись наши душевные очи.
Господь по Своему милосердию и по нашей вере может сподобить нас этого чуда и ввести в Свое вечное Царство, если мы, еще не видя красоты и славы Царствия Небесного, будем стремиться к спасению и просить Господа просветить нас Его светом.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
По окончании Божественной Литургии состоялся заключительный в этом году Крестный ход Пасхальным чином. Богослужение завершилось славлением Светлому Христову Воскресению.
УВИДЕТЬ СВЕТ ХРИСТОВ
Неделя шестая по Пасхе, о слепом
В этот день Святая Церковь воспоминает исцеление Христом слепорожденного. Об этом событии можно прочитать в Евангелии от Иоанна в девятой главе. Богослужебные тексты на сегодняшний день проводят аналогию между этим слепорожденным человеком и каждым из нас — аналогия совершенно не случайная. Например, мы себе даже представить не можем, что значит жить всё время на ощупь, имея отдаленные представления об окружающем нас мире. Но реалии этого мира точно так же для нас далеки, как и для слепорожденного человека. Все события, которые с нами происходят, мы проводим сквозь призму наших понятий, а эти понятия подпитываются нашими страстями, пороками и грехами. Мы точно так же нуждаемся в духовном просвещении, как и этот слепорожденный человек. Мы, к сожалению, редко задумываемся о главной причине происшедших с нами событий либо обстоятельств, сразу же начинаем осуждать человека или завидовать ему. Такое состояние происходит из-за того, что в нашем сердце царит грех. Омыв свое сердце слезами покаяния, мы увидим свет Христов.
Из сегодняшнего Евангельского чтения мы обращаем внимание и на то, что фарисеи собираются для того, чтобы осудить этого слепорожденного человека, обвинить его во лжи, якобы он не был слепым от рождения. Так же и в современном мире мы часто сталкиваемся с точно такими же фарисеями. Только ветхозаветные фарисеи отличались от современных тем, что они совращали народ в синагогах и домах. Современные же фарисеи, издеваются и насмехаются над чудесами Христовыми, используя средства массовой информации и печать. Они всячески отвергают не только чудеса, но и самого Создателя, как бы вызывая Его на суд и требуя от Него знамений, но не получат их, кроме одного — Воскресения Христова.
Христос пришел на землю не для того, чтобы показать свою власть не над природой, а над падшими духами, грехами человеческими, страстями и над человеческим сердцем. И поэтому те чудеса, которые Он проявлял словом, являлись благодеянием для человека, потому что оказывали непосредственное влияние на сердце и душу человеческую. Знамения же, которые требуют фарисеи, не могут быть названы благодеяниями Божьими, потому что они кратковременны и имеют влияние только на тело человека.
Возможно, кто-то может подумать, что в современном мире нет чудес Божьих, но священномученик Серафим (Чичагов) по этому поводу говорит следующее:
«Разве они могут не быть, когда существует Бог, а каждое действие Божие есть чудо! Среди верующих — чудеса непрестанные, ежедневные, ежечасные. Но одни видят их, разумеют умом и ощущают сердцем, а другие — нет. Никодим видел чудеса Иисуса Христа, а другие фарисеи нет. Следовательно, для верующих есть чудеса Божии, а для неверующих нет. Так сказано и Господом: «Все возможно верующему» (Мк. 9,23)».
Поэтому мы сегодня должны прислушаться к зову Церкви, которая нас призывает подражать примеру евангельского слепорожденного человека, который попросил милости у Господа нашего Иисуса Христа. Мы будем просить Господа, чтобы открылись наши духовные очи, чтобы мы увидели свет Христов, который ведет ко спасению.
Тропарь Недели о слепом, глас 5
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.