Реку Угру наши предки называли «Поясом Богородицы». И это неслучайно. Однажды, много веков назад, речка, словно небесный щит, преградила путь опасным и жестоким врагам, направлявшимся в Москву для ее опустошения и очередного разорения. Это событие в истории известно под названием «стояние на Угре», оно открывает новую страницу в истории. Церковное предание бережно хранит память о том, как наши предки, терзаемые грозящей опасностью, молились с особым упованием Пресвятой Богородице перед ее чудотворным образом «Владимирская». Как и много раз до этого, не оставила Царица Небесная наш народ, явила помощь и освобождение.
1480-й год. Уже несколько лет великий князь Московский Иоанн III не платил дань Большой Орде, под игом которой Русь находилась не одно столетие. Хан Ахмат с огромным войском отправился к Москве, чтобы вернуть долг русского княжества, а также утраченные власть и авторитет ордынцев. С большой скорбью встретил эту новость русский народ, слезно взмолились люди Господу и Пресвятой Богородице. Вся Москва молилась перед образом Царицы Небесной «Владимирская», многажды раз явившей русскому государству помощь и заступление от внешних врагов и внутренних бедствий.
Великий князь Иоанн III
Хан Ахмат выбрал удобное время для наступления на Москву, положение которой было в те времена незавидным. Государство было окружено врагами со всех сторон, кроме того, в январе 1480 года против Иоанна III восстали его братья — Борис и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Однако, твердо надеясь на помощь Владычицы Небесной, весь народ призывал Иоанна III выступить против злоименитого Ахмата с ответным боем. И князь, взирая на чудотворный Владимирский образ, послушал москвичей.
Хан Ахмат со своим полчищем подошел к Угре, покровительственно огибавшей Москву. С другой стороны реки широко растянулось русское войско, пресекающее любые попытки ордынцев форсировать реку. Ахмат рассчитывал на помощь Литовского князя Казимира IV, с которым у него была договоренность. Однако Иоанн III убедил Крымского хана, также в те года враждующего с Ордой, напасть на Подолию — южные территории великого княжества Литовского. Таким образом, Казимиру IV просто некогда было помогать Ахмату — проблем хватало внутри собственного государства. Также Иоанну III удалось договориться с мятежными братьями Борисом и Андреем Большим, и они со своими войсками пришли на помощь Москве.
Тем временем «стояние» затягивалось, попытки ордынцев переправиться через реку не увенчались успехом. Хан Ахмат попытался договориться с русским князем. Однако вместо крупной суммы, скопившейся за года неуплаты дани, и изъявления покорности, Иоанн III отправил к хану боярского сына с подарками. Ордынский правитель не принял их, но что-то предпринять, чтобы переломить ход военного действия в свою пользу, он не мог.
Ситуация изменилась с наступлением холодов, когда река Угра стала покрываться льдом. Иоанн III принял решение отвести войска и сосредоточить их близ города Боровска, стратегически более выигрышного для того, чтобы дать бой. Однако… Хан Ахмат этот бой не дал. Казалось бы, Москва, потеряв главное преимущество, была как на ладони для захватчиков, но ордынцы, не дав решающей битвы, предпочли развернуть войска и отступить. Тактически «стояние на Угре» окончилось ничьей, но фактически такой исход означал победу русских. Окончательную победу. Ордынцы ушли ни с чем, Русь перестала платить дань. Эпоха татаро-монгольского ига для русской земли окончилась. Отныне Русь стала независимым государством.
Можно долго рассуждать о том, почему хан Ахмат принял такое неожиданное решение. Нехватка провизии, теплой одежды, оружия, измотанность воинов или прочее? Но ясно одно: без промысла Божьего не случилось бы этой победы. Наши предки с большой радостью и благодарностью взмолились ко Пресвятой Богородице, не оставившей Свой народ перед лицом врага. В честь освобождения русских от Орды 23 июня (6 июля по н.ст.) был установлен праздник Владимирской иконы Божией Матери, и до того не раз являвшей помощь в решительных для русского народа сражениях и судьбоносных исторических событиях.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4
Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Москва, как сияние солнца приняв, Владычица, чудотворную Твою икону, к ней же мы сейчас приходим и молимся Тебе, взывая так: «О пречудная Владычица Богородица, молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, да сохранит город этот и все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет души наши, так как Он Милосердный».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице воспеваем победную песнь, так как избавились от бед пришествием Твоего почитаемого образа, Владычица Богородица, и радостно празднуем встречу с Тобой и по обычаю взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая».
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8
К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: К обороняющей нас Военачальнице и Заступнице, Деве и Богородице, с чистой совестью, утвердившись в вере, русские народы, имея неизменную надежду, придем, к чудотворному Ее и пречистому образу, и воззовем к Ней: «Радуйся Невеста, брака не познавшая».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от Тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.