Сегодня 19.05.2024, Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев, иерей Максим Черненко и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:9–20 (зач. 71). Лит. – Деян.6:1–7 (зач. 16). Мк.15:43–16:8 (зач. 69).
От Марка святое Благовествование
15.43. пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
15.44. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
15.45. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
15.46. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
15.47. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
16.1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
16.2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
16.3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
16.4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
16.5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
16.6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
16.7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
16.8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Евангелист Марк начинает свой рассказ сообщением о приходе к Пилату Иосифа из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима. Евангелист Марк подчеркивает, что Иосиф осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова (Мк. 15, 43).
Для этого действительно нужно было обладать большим мужеством, так как римляне обычно оставляли тела казненных на крестах до полного разложения, чтобы еще больше устрашить остальных. Тела также отдавали на растерзание хищным птицам и собакам или бросали в общую могилу. Но, испросив разрешения начальства, можно было предавать их погребению.
Пилат был удивлен, что Иисус умер так скоро, а потому просил сотника это проверить. После того как тот подтвердил факт смерти, Пилат распорядился отдать тело Иосифу. Иосиф же купил плащаницу, то есть длинное и цельное полотно. И, сняв Господа со Креста, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк. 15, 46).
Мертвых обычно хоронили в гробницах, которыми служили естественные пещеры. Если их не было, гробницу часто высекали в скалах. Ко входу приваливали тяжелый камень, чтобы предотвратить проникновение в гробницу воров и животных. Именно в такой гробнице Иосиф и положил Христа.
Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, было прискорбно, что возлюбленного Учителя похоронили второпях, без подобающего оплакивания и молитвы. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, в первый день недели, уже на рассвете, поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и отдать последний долг любви по отношению к своему возлюбленному Учителю, наполнив благоуханными ароматами гробницу Христову.
Кем же были эти жены-мироносицы? Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосии, Саломия, мать сынов Зеведеевых, а также многие другие, которые служили Христу от своих имений.
ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ «НЕВЕЛИКИХ» ЖЕНЩИН
О женах-мироносицах в Евангелии написано совсем немного. Оставаясь в тени, однако они всегда были рядом со Христом и Его учениками. Женщины служили им, помогали и, замирая от внутреннего благоговения, внимали живоносным речам Спасителя. Они — олицетворение самоотверженной любви и бесстрашного служения Богу и людям. Каждый год во второе воскресенье после Пасхи Церковь вспоминает и чествует подвиг этих великих женщин.
Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом. Распятие Господа и Его смерть были неожиданными, хотя Сам Спаситель предупреждал Своих учеников о грядущих страданиях. После погребения Христа апостолы растерялись, были напуганы и не знали, что дальше делать. А жены-мироносицы знали. Надо идти и помазать благовонным миром тело Господа. Вдруг в спешке, в пятницу, они сделали это недостаточно хорошо. Много не думали, не рассуждали, не заглядывали далеко. Скорбели, плакали, боялись, но шли — потому что так надо.
Страх, который охватил всех учеников Христовых, был небезоснователен. Все понимали, что фарисеи и книжники, распяв Учителя, вряд ли оставят в покое и Его последователей. Все ждали грядущих бедствий. И жены-мироносицы боялись. Но как договоришься с женским сердцем, привыкшим больше давать, чем брать?
«Христос воскрес!» — первыми произнесли жены-мироносицы. Им открыл это лучезарный Ангел, сидящий там, где уже не было Господа. Пещера, в которой погребли Спасителя, сняв с Креста, оказалась пустой. Воистину воскрес! Христос Сам явился изумленным женщинам, и они понесли эту весть к Его ученикам, которые вскоре убедились в этом сами.
Нам известны имена семи жен-мироносиц: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна. Что мы знаем об этих женщинах? Пять из них были из Галилеи, а сестры Мария и Марфа из селения Вифания — пригорода Иерусалима, то есть из Иудеи. Также из Евангелия мы узнаем, что «они служили Ему имением своим» (Лк. 8, 3), то есть некоторые из них были достаточно обеспеченными и помогали Христу и Его ученикам материальными средствами.
Писание нам повествует, что Мария Магдалина первой удостоилась увидеть воскресшего Христа. Она стояла и плакала у пустого гроба, пещеры, думая, что тело Спасителя унесли. И в этот момент ей явился Сам Господь, уже победивший смерть. Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной, то есть равной апостолам. Она благовествовала на родной земле и за ее пределами. Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Там она помогала в благовествовании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. В Ефесе она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.
Святая Мария Клеопова была дочерью от первого брака праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы. Предание Церкви гласит, что святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении его с Богородицею и маленьким Спасителем из Египта в Назарет выдал дочь замуж за Клеопу, поэтому эта Мария и именуется Клеоповою. У них родился сын Симеон, тоже ставший апостолом Христовым — от 70-и. Прославлен в лике священномучеников.
Святая Мироносица Саломия по преданию тоже была дочерью Иосифа Обручника, а также супругой Зеведея, матерью апостолов Иакова и Иоанна. В то время, когда ее сыновья вошли в число учеников Христовых, она тоже, вняв зову сердца, последовала за Спасителем. Саломия вместе с другими женщинами сопровождала Господа в Его жизненном пути до самого конца — она была с Ним при распятии и погребении. Как и другие жены-мироносицы, не побоялась отправиться ко гробу Христа, и одной из первых узнала о Его воскресении.
Святая Иоанна была супругой Хузы, домоправителя царя Ирода. Семья была обеспеченной и знатной. К вере весь дом Хузы, а значит, и его жена Иоанна, пришли, как многие люди, через горе. Есть версия, что исцеленный Иисусом Христом сын царедворца — это ребенок Хузы и Иоанны. Об этом событии нам повествует евангелист Иоанн, глава 4, стихи 46-53. Хуза, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, нашел Его и просил исцелить сына, который был при смерти. Спаситель сказал ему: «Пойди, сын твой здоров». Царедворца уже по пути домой встретили слуги и с радостью возвестили, что его дитя выздоровело — в тот самый час, когда Хуза просил Господа. Благодарная мать — Иоанна с того самого времени стала самоотверженно служить Христу.
Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого воскресил Христос. Это благочестивое семейство, по преданию, любил посещать Спаситель. Жили они в Вифании, что неподалеку от Иерусалима. Незадолго до Своей крестной смерти, Господь был у них в гостях. Мария возлила на Его ноги фунт нардового масла, чем вызвала возмущение Иуды. Однако Господь сказал: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Ин. 12, 7), указывая, что совсем близок тот самый час, ради которого Христос пришел в мир. Сестры после вознесения Господа помогали брату Лазарю в благовествовании в разных странах. О их кончине не сохранилось никаких сведений.
О святой Сусанне мироносице упоминается совсем мало. О ней рассказывает только евангелист Лука в 8 главе, стих 3, когда говорит о женах, служивших имением своим. Поэтому можно сделать вывод, что, скорее всего, она была достаточно обеспеченной.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди, поблагодарил всех женщин, всех помощниц, всех хранительниц очага и пожелал быть такими же достойными, какими были жены-мироносицы, которые служили Господу. Все прихожане получили подарки от настоятеля Собора.
По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход, на котором, по сложившейся традиции в праздник святых жен-мироносиц, крест, хоругви и иконы несли только женщины.
Именно мироносицы должны были стать благовестниками славы Воскресения Христова. А потому ангел Господень обратился к ним со следующими словами: Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6–7).
Пусть же воспоминания о самоотвержении, подвигах, трепетной любви святых жен-мироносиц ко Христу наполнят и наши сердца той же любовью ко Господу и стремлением самоотверженно служить Ему, являя свет этому миру, дабы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного!
Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод:
Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2
Благообра́зный Ио́сиф с дре́ва снем Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́;/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.
Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»