Каждый день Страстной Седмицы имеет для Церкви особое, сакральное значение. Ведь это время, когда Церковь преодолевает за своими богослужениями пространство и тысячелетия, и оказывается рядом со Христом, идущим все эти последние дни Своей земной жизни на Крестную Смерть ради спасения человечества.

3 мая 2024 года- Великая и Страстная пятница-память самого трагичного события в истории человечества — предательского осуждения и Смерти Господа нашего Иисуса Христа на Кресте. Кроме того, воспоминается также и то, как тайный ученик Господа Иосиф Аримафейский снял Тело любимого Учителя с Креста и положил в гробнице. И теперь всё в мире замерло в ожидании главного чуда — Воскресения Христова.

В этот день преддверия Пасхи богослужения были построены таким образом, что между ними оставалось совсем немного времени, и можно сказать, что служба длилась почти без перерыва. Однако это не помешало многим верующим петропавловцам прийти в родной собор ради того, чтобы пройти с Господом до конца Его Крестный путь.

Днём состоялись Вечерня и Малое повечерие с выносом Плащаницы, изображающей положенного во гроб Господа, и чтением канона, называемого «Плач Пресвятой Богородицы». А вечером состоялась Утреня Великой Субботы, в завершении которой прихожане и священники крестным ходом под мерный перезвон колоколов прошли вокруг храма, неся перед собой Плащаницу, что символизировало перенесение Тела Христова со Креста в гробницу.

По традиции Великая вечерня в воспоминание страданий Спасителя, снятия с креста тела Христова и погребения Его совершается раньше обычного – в час крестной смерти Господа Иисуса Христа.

После входа с Евангелием читаются три паремии из книг Исход, Иова и пророка Исаии, в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира. Вниманию молящихся предлагаются чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя (1Кор. 1:18–2:2), и составное Евангельское зачало о последних часах земной жизни и крестной смерти Господа (Мф. 27:1–43; Лк. 23:39–43; Мф. 27:45–54; Ин. 19:31–37; Мф. 27:55–61).

В завершение вечерни, при пении тропарей «Благообразный Иосиф...», в преднесении возженных свечей и при каждении фимиамом, с Престола, как бы с Голгофы, священнослужители вынесли из алтаря изображение положения Христа во гроб – святую Плащаницу. Вышитая пелена с иконой погребения Спасителя возложена на украшенной цветами гробнице в центре храма; по бокам установлены кацеи (кадильницы) с горящим углем и фимиамом.

По выносе Плащаницы был прочитан канон «на Распятие Господне и на плач Пресвятой Богородицы». Это умилительное произведение, составленное в Х веке святым Симеоном Метафрастом, представляет собой слова Пресвятой Богородицы, обращенные к страждущему и умирающему на Кресте Сыну.

Непосредственно после прочтения канона богослужение продолжилось Утреней с чином погребения Господа Иисуса Христа. Богослужение Утрени Великой Субботы посвящено сошествию Христа во ад и победе Спасителя над смертью.

После пения тропарей на «Бог Господь» перед Плащаницей Спасителя прочитали Непорочны – стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся особыми краткими молитвословиями, «похвалами» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого славословия с пением «Святый Боже», под погребальный перезвон колоколов, Плащаница была обнесена крестным ходом, в воспоминание сошествия Господа Иисуса Христа во ад и победы Его над смертью.

По завершении крестного хода перед Плащаницей были оглашены: пророчество из книги пророка Иезекииля, созерцавшего воскресение мертвых (Иез. 37:1-14), и отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам о плодах смерти Спасителя (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего было прочитано евангельское зачало о запечатании гроба Господня первосвященниками и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Сегодня Церковь воспоминает спасительные и страшные страдания Господа Бога нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нашего спасения. За богослужением Великой Пятницы Церковь последовательно вспоминает последние часы жизни Спасителя на Земле: взятие Его в Гефсиманском саду, осуждение на смерть архиереями и старейшинами, крестный путь к Пилату, осуждение у него, распятие на Кресте, смерть, снятие с Креста. Божественной Литургии в пятницу не бывает, так как Господь Сам принес Себя в жертву. В этот день читаются Царские часы, а за вечерней священники выносят Плащаницу,  которая находится в алтаре на Престоле, символизирующую снятие Господа с Креста. Когда Плащаница выносится на средину храма – символ положения Христа во гроб, все молящиеся поклоняются лежащему во гробу Спасителю. В течение трех дней плащаница находится на середине храма, символизируя трехдневное пребывание Господа Иисуса Христа во гробе.

Распятие Господа Иисуса Христа

Вспоминая события Великой Пятницы, мы видим, что земля потряслась, солнце померкло, все силы природы как бы ужаснулись от события, которое произошло в Иерусалиме на Голгофе. Иудеи, которые хвалились знанием закона, тем не менее уходили с этого места в недоумении. Сотник же, остававшийся у Христа сторожить разбойников по долгу своей службы, после того как природа провозгласила Божество Христа Спасителя, сам ответил на этот таинственный голос природы: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27,5). Иудеи, гордившиеся знанием Закона, тем не менее перед распятым Спасителем оставались в недоумении. Видя Распятого Миссию, они оставались слепы своей гордостью и самообольщением. А сотник язычник исповедовал Божество Христа Спасителя. Гордые иудеи первосвященники восклицали: «Если Ты - Сын Божий, сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя» (Мф. 27, 40-42). В то время как сильные и грубые века сего посылали ругательства на Спасителя, грубый и невежественный разбойник смог увидеть в Нем не просто человека, страдающего за свои грехи, а Бога, который приносит себя в жертву ради спасения всех людей. Он увидел такого человека, который вместе с Ним висит, претерпел истязания и страшные бичевания, и казнь от местной и религиозной властей. Он обратился к Нему в сердечной молитве: «Помяни, Господи, во царствии Твоем».

Снятие с Креста Господа Иисуса Христа

Стояла у Креста Пресвятая Богородица смотрела на распятого Господа. Её сердце было пронзено мечом, предсказания Семена Богоприимца исполнилось. Она страдала, но безмолствовала, потому что таким образом нужно было исполнить Божественную Правду. Также стоял у Креста и любимый ученик Его Иоанн Богослов, он смотрел на высоту Креста и взирал на добровольную жертву любви, созерцал Божественную Любовь. И в этот самый момент со креста слышен голос: «Жено! се, сын Твой». То есть Господь усыновляет Иоанна Богослова, а в его лице все человечество Пресвятой Богородице.

Снятие с Креста Господа Иисуса Христа

Что произошло на кресте? Ветхий Адам бы заменен новым Адамом, а Ева была заменена непорочной Марией. Фактически на Кресте произошло не просто искупление рода человеческого, а произошло усыновление людей Богу. И мы должны отозваться на ту любовь, к которой Господь нас призывает. Он Сам нам говорит в Евангелиях: «Кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои» (Ин. 14:15). Нам нужно искать источник соблюдения Заповедей в Воскресении Господнем, который которое будет для нас неотъемлемо через несколько дней. Богослужебные тексты нам именно об этом и говорят:

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Положение во гроб Господа Иисуса Христа