Великий пост приближает нас к Пасхе Христовой. Но, как и во время всякого пути, силы порой оставляют верующих, шествующих дорогой поста. И именно в это время, когда в подвиге воздержания христиане провели уже целый месяц, Церковь предлагает своим чадам особенную духовную помощь — службу в честь преподобной Марии Египетской, именуемую в народе Марииным стоянием.

Всё содержание этой удивительнейшей постовой службы призывает к покаянию, при чём само покаяние приобретает в образах Великого канона поистине вселенское значение. И внимательный слушатель может в словах произведения преподобного Андрея проследить всю многовековую историю борьбы человека с грехом, начиная с сотворения мира, и заканчивая Новозаветными временами. Примечательно, что Великий пост начинается четырёхдневным чтением покаянного канона по частям, и приближается к своему завершению с полным чтением этого гимна покаянию.

Еще одной отличительной особенностью богослужения является то, что на утрени прочитывается житие преподобной Марии Египетской. В Синаксарии Постной Триоди, в частности, сказано про последование службы:

«Установлено же еще в этот день петь и читать Великий канон по следующей причине: поскольку святая Четыредесятница уже приближается к концу, то чтобы люди, бывшие ленивыми к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание. Великий же Андрей, как некий наставник, повествованиями Великого канона показывая добродетели великих мужей и их удаление от зла, воодушевляет подвизающихся к большему мужеству, дабы они смело устремлялись вперед».

Чтение жития преподобной Марии Египетской также повествует о подвиге покаяния, перекликаясь с основной мыслью канона. Кроме того, житие Египетской подвижницы пронизано ещё одной важной мыслью о том, что милосердие Божие всегда открыто даже для самых страшных грешников, при условии их раскаяния и желания, оставив греховную жизнь, посвятить себя Господу.

ОТ БЛУДОДЕЯНИЯ К ПОКАЯНИЮ

Когда в Великий пост на богослужении, которое в народе именуется «Марьиным стоянием», пресвитерами читается житие святой Марии Египетской, затрагиваются тончайшие струны души человеческой. Как не принести покаяние в грехах своих?! Нам кажется, что Бог не видит нас, не замечает, ведь мы такие грешные и порочные. Но это не так. Он хочет спасти каждого человека, который идет навстречу к Нему. И примером всем нам является жизнь египетской подвижницы — Марии, которая до обращения ко Христу была великой грешницей.

Мария Египетская занималась такими блудными делами, о которых ей трудно было впоследствии рассказывать подвижнику Зосиме. Она думала, грех — это удовольствие, и он ей откроет везде дверь. Но вот она столкнулась с первым препятствием, когда хотела пройти в храм на празднование — волна людская всегда оттесняла её, и она увидела в этом руку Божию. Взмолилась Пресвятой Богородице, и та помогла ей пройти в храм на поклонение Животворящему Кресту Господню. Поклонившись, она твердо решила порвать с грехом, не раздумывая, отправилась в пустыню. 17 лет она провела в блудодеянии, 47 лет провела в покаянии. Каких искушений она только ни испытала, но всё преодолела с помощью Божией.

Это только кажется, что легко покаяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» — даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами. Но сказать с решительностью это первое слово — много значит. На пути будет множество всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово.

Кто-нибудь, прочитав житие Марии Египетской или услышав за богослужением скажет: «Ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… Можно и нам ещё погрешить, потом тоже покаемся…». Нет, так рассуждать нельзя. Мария не знала Истину. Её жизнь представлялась ей правильной. Когда же True открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину: совершая грех, мы поступаем против совести. Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние, лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя.

Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем? Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. 

Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо.

Подвижники, прошедшие до нас путь покаяния и получившие опыт, помогут нам. И вот первая, кто нам поможет, — преподобная Мария Египетская. Когда она молилась, преподобный Зосима видел, как она приподнимается над землёй. Силу её молитве дало её покаяние, покаяние — крылья для того, чтоб парить над землёй. Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна.