У Благовещения есть одна тайна, точнее, некое недоумение, ведь Благовещение — это одно из центральный событий для истории нашего спасения, и событие, случившееся раз в истории требует присутствия главных действующих лиц. Но, почему к Богородице приходил архангел Гавриил, а не Михаил.

Обычно, когда пытаются ответить на этот вопрос, указывают, что архангел Гавриил, вестник Божественных тайн. Но, это даже не попытка ответа, а уход от него. По гречески — άγγελος и так значит «вестник, посланец», т.е. ангел — это и есть вестник.

Приглядимся к архангелу Гавриилу, а особенно к тому временному промежутку, в котором было написано Евангелие от Луки. В межзаветный период, т.е. в промежуток, между пророком Малахией, последним пророком, вошедшим в корпус канонических книг Ветхого Завета, и написанием Евангелий, старшим ангелом был Гавриил. Именно так он изображается в апокрифических книгах, в обилии появившихся в межзаветную эпоху, и из них в основном мы и черпаем сведения об ангелах, да и в Новом Завете архангел Гавриил приходит как к Деве Марии, так и к Захарии. Согласно Евангелию от Луки, архангел Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии (Лк 1, 11-20), и о рождении Спасителя — Пресвятой Богородице (Лк 1, 26-38). Архангел Гавриил, как и архангел Михаил (Откр. 12, 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1, 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Гавриилу выражение «Ангел Господень» (Лк 1, 11), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями.

В Ветхом Завете Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан. 8, 16), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан. 9, 20-27).

И даже в исламской традиции, которая испытала определенное христианское влияние, архангел Гавриил считается старшим. Согласно учению мусульман — от Гавриила Магомет получил свои откровения и им же унесён на небо.

В православной гимнографии имеются тексты прямо предписывающие называть архангела Гавриила Архистратигом. Приведем несколько примеров:

Тропарь 5-й песни канона на праздник Рождества Иоанна Предтечи, приписываемый свт. Андрею Критскому (+740).

«Не вещай, не сопротив глаголи, старче освящение, / Гавриил бо глаголет ти, первый во Архангелех, / Божия таинства и еже к нам Того снитие сказуя».

Кондак архангелу Гавриилу:

«Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных архистратиг».

И эти примеры можно умножить.

Известны несколько мест на земле, где почитания Архангела Гавриила не умалялось. Одним из главных центров почитания Гавриила являлся Назарет, в котором еще в IV веке был построен храм архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы.

А в Киеве, архангел Гавриил некоторое время считался покровителем города.

Замена почитания Гавриила почитанием Михаила — очень интересный процесс, связанный с представлениями о военных, как вершине общества, в первом христианском тысячелетии. Именно так была построена Римская (Византийская) империя. Утрируя, можно сказать, что, император — это верховный главнокомандующий с экстраординарными полномочиями. Архангел Михаил как раз отличается от Гавриила подчеркнуто воинскими чертами, вот его почитание и потеснило почитание Гавриила. При этом известно, что почитание архангелов Гавриила и Михаила некоторое время было общим, строились храмы, посвященные двум архангелам, но, все же, Михаил пользовался у императоров особым почитанием. Что в конечном итоге привело к тому, что архангел, которому было поручено столь ответственное задание, как Благовещение Деве Марии, вышел на второй план, но это уже вопрос истории и значения воинского искусства в Византийской империи.

И тем не менее, богослужебные тексты обоим архангелам присваивают звание Архистратигов и ставят их почитание на одну ступень.

Седален, глас 8, из службы собора небесных сил бесплотных, празднуемый 21 ноября:

«Небесных начальницы, и первостоятелие высокопрестольных и страшных Божественныя славы, Михаиле и Гаврииле архистратизи, ангелов чиноначальницы, со всеми безплотными, о служителие Владычни! о мире непрестанно молящеся, испросите оставление прегрешенных нами, и милость и благода́ть обрести в день судный».

БЛАГОВЕСТВУЙ, ГАВРИИЛЕ!

Благовествуй земле, радость велию… хвалите Небеса Божию Славу! Благая весть, сшедшая с небес от Бога чрез Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» — озарила всю Вселенную. Когда с удивлением размышляла Святая Дева о сем приветствии, Ангел в кратких словах выразил Ей сущность своей речи: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: Тем же и раждаемое Свято наречется — Сын Божий». Благодать достойно избрала святую Марию, и во всех родах не нашлось подобной Ей — святой телом и Духом. Она с кротостью приняла Слово Архангела Гавриила и по исполнении времени, произвела бесценную Жемчужину — Сына Божия — Начало нашего спасения. Дева Мария узнала то, что было сокрыто от патриархов и пророков, то, что до сих пор оставалось неведомым для самих Ангелов, услышала то, чего не удостоился слышать сонм мужей богоносных — хотя и проповедовали об этом и не постигали способа совершения. Где Дух Святой — там все совершается скоро, где Божественная Благодать — там все возможно.

Благовещение — начало, краеугольный камень Божия домостроительства, цель которого — наше спасение. Тайна Воплощения Сына Божия — Тайна непостижимая, в которой действует всемогущество Божие. И дело воплощения Сына Божия осуществляется по закону воли Его. Пресвятая Дева повиновалась этой воле и безусловную Свою покорность выразила в словах, которые показали достоинство Ее высокого назначения: «Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38).

По примеру Пресвятой Девы, каждый христианин должен всегда поступать так, как угодно Богу, искать во всем происходящем Его Святую волю. И мудрым окажется тот, кто свою волю СВОБОДНО покорит всесвятой воле Божией, определенно выраженной в Законе Божием и церковных установлениях и жизнь наша должна определяться ими. Все случающееся с нами — принимать с благодарением: ибо сказано апостолом Павлом: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5,18 ). Воля Творца не может быть неблагой по отношению к своему Творению.

Ныне Ангельские Лики воспевают Славу Божественную и свет Христова пришествия сияет верным, Вселенная исполняется радостию снисшествия на людей Святаго Духа, проповедуется нам преславное и неизреченное Таинство христиан, запечатлевших свое упование во Христа святостию и благочестием. Ныне готовятся венцы за постоянство в добродетели. Бог, желая увенчать священные главы людей благопослушных и соблюдающих дни празднственные, именует хранителей веры званными и наследниками в Небесное Царство, со тщанием приглашает принять участие в Божественной службе Бесплотных ликов.

Сын Божий, воплотившись, сокрушит силу врага рода человеческаго, и та Великая минута, когда Архангел Гавриил принес на землю Благовещание, когда Дух Святой возвел естество Девы целомудренной в состояние Богоматери, называется в церковных песнопениях главизной спасения, ибо с того момента уже с нами Спаситель, с нами Бог.

С праздником!