Сегодня 31.03.2024, Неделя 2-я Великого поста, Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев, иерей Максим Черненко и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.21:1–14 (зач. 66). Лит. – Евр.1:10–2:3 (зач. 304). Мк.2:1–12 (зач. 7). Свт.: Евр.7:26–8:2 (зач. 318). Ин.10:9–16 (зач. 36).

От Марка святое Благовествование

Евангелист Марк – наш современник / Православие.Ru

2.1. Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2.2. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

2.3. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

2.4. и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

2.5. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

2.6. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

2.7. что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

2.8. Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

2.9. Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

2.10. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:

2.11. тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

2.12. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Когда Господь пришел в Капернаум, вокруг Него собралась большая толпа. Народ теснился к Нему, чтобы послушать Его учение и получить от Него исцеление. В короткое время маленький восточный домик, в котором остановился Господь, оказался заполненным тесной толпой, так что в нем уже не было места.

Среди множества недужных, которые приходили ко Господу сами или были приведены близкими, был и расслабленный человек, которого четверо человек принесли на постели к дому, где пребывал Спаситель. Но, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный (Мк. 2, 4).

Домá устраивались таким образом, что средняя часть была открыта сверху и называлась двором; в случае ненастья и в жаркое время года двор покрывали щитами из досок, кожи или полотна. Во дворе обычно собиралась вся семья домовладельца и происходили приемы гостей. Плоские кровли домов служили местом для отдыха, куда поднимались по лестницам, которые устраивали обычно со двора.

Понятно, что при таком устройстве домов и дворов не было надобности ломать кровлю и потолок, чтобы спустить сверху вниз расслабленного; надо было взойти по наружной лестнице на кровлю, дойти до начала двора, прикрытого временной разборной кровлей из щитов, снять один или несколько таких щитов и на веревках спустить вниз больного. Что и сделали принесшие расслабленного.

Только сильная вера могла подвигнуть их на такой смелый поступок. И Господь, видя эту веру, говорит, обращаясь к больному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5).

Вера в неразрывную связь между страданием и грехом составляла неотъемлемую часть ортодоксальной иудейской религии в эпоху Иисуса Христа.

Они пришли в негодование из-за того, что Иисус, по их мнению, присвоил Себе прерогативу Творца и потому, по их представлениям, оскорбил Бога. Господь даже не пытался спорить с ними: Он просто применил против них их же оружие: Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? (Мк. 2, 9).

Но не будем забывать, что книжники сами верили в то, что никто не может встать до тех пор, пока не будут прощены его грехи. Если Христос мог дать расслабленному возможность встать и ходить, то это служило неопровержимым доказательством того, что человеку были прощены его грехи и что утверждения Спасителя справедливы. Так Иисус Христос показал, что может даровать прощение душе человека и исцеление его телу.

Перед нами чудесная картина человека, исцеленного и спасенного верой его друзей. Если бы не они, он так никогда и не смог бы приблизиться ко Христу, чтобы получить исцеление.

Мы не можем принудить людей принять Христа против их воли. Не каждому дано помочь другим в познании религиозной истины; но в наших силах указать путь, на котором они сами смогут найти для себя эту истину.

Мы не можем сделать всех людей христианами, но можем приложить все усилия, дабы собственным примером нашей любви привести людей ко Христу.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2

Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.

Перевод:

Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.

Святитель Григорий Палама

Фото

Во второе воскресенье Великого поста Святой Церковью установлено праздновать память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского.

Святитель Григорий жил в XIV в. В юношестве он получил хорошее образование, но предпочел мирской суете уединение и безмолвие и удалился на святую гору Афон. Там он вступил в строгую аскетическую жизнь, которую вели монахи Святой горы. Живя на Афоне и стремясь к духовному совершенствованию, святой Григорий проникся духом исихазма, или умного делания, непременным условием которого являются уединение и молитва.

Вскоре на афонских подвижников стали воздвигаться ложные обвинения со стороны ученого монаха Варлаама и его сторонников, которые утверждали, что умное делание — это еретическое заблуждение, поднимали на смех рассказы монахов о молитвенных приемах и духовных озарениях, а также пытались доказать тварность Фаворского света. Святитель Григорий встал на защиту подвижнической жизни и истин Православной веры, явив миру свои апологетические труды. Одной из самых известных апологий святителя являются «Триады в защиту святых исихастов».

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский (ок. 1359) [+аудио]

В частности святитель Григорий Палама защищал пост, молитву и бдение, говоря, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом, каким Он сиял на Фаворе. Поэтому Святая Церковь творит память святителя Григория Паламы во время сугубого поста и молитвы — в Великий пост.

Особенности второй недели Великого поста

Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Называя его именем следующий за Неделей Торжества Православия календарный период, Православная Церковь подчеркивает тем самым особую ценность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное осмысление. Эта форма христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого «исихиа» — «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора — «паламизм». Святой научил Церковь верить, что человеку возможно освятиться светом, подобным Фаворскому свету Преображения. Такая возможность открывается на пути аскетического делания, по сути — дорогой поста.

На богослужении второго воскресенья Великого поста к песнопениям воскресным добавляются торжественные песнопения, посвященные святителю Григорию Паламе, они величают святителя как «богословия трубу», «огнедохновенные уста благодати», «реку премудрости», «света светильник, звезду ясную, тварь просвещающую». А приблизительно в середине богослужения поется праздничное песнопение (тропарь), посвященное святому:

«Православию наставниче, святителем украшение, богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвале, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Следующие семь дней приведут нас к середине поста — Крестопоклонному воскресенью. Богослужебные тексты понедельника вспоминают притчу о блудном сыне. Это напоминание о возможности подняться над грехом с помощью покаяния. В песнопениях, относящихся к среде, появляются предвестники памяти о страшном и великом событии — Распятии Христовом: «Господии, Крестом убивый льстиваго, от прелести его избави мя...» До воскресенья темы песнопений на церковных службах во многом посвящены тому, как верующему преодолеть свою падшую природу (блудный сын) и с помощью поста сделаться достойным созерцать и поклоняться Кресту Спасителя.

Описание иконы святителя Григория Паламы

Первые изображения святителя Григория Паламы появились после его канонизации в 1368 году. Традиционно он изображается с короткими темными волосами, иногда с гуменцом (выбритая макушка как символ тернового венца), с окладистой бородой средней длины. На нем святительские ризы — крестчатая фелонь с омофором, в позднее время его изображали также в узорчатой фелони. В левой руке — Евангелие (реже свиток), правой благословляет.

Икона святителя Григория Паламы, находящаяся в собрании ГМИИ им. Пушкина, датируется последней четвертью XIV века, т. е. написана вскоре после канонизации. Некоторые исследователи считают, что этот образ сохраняет портретные черты святого. Это вполне возможно, так как Григорий Палама был причислен к лику святых ближайшим его учеником патриархом Филофеем, хорошо знавшим его, и икону писали люди, которые могли помнить, как выглядел святой.

Этот образ еще интересен тем, что он несет на себе явное влияние тех споров о Фаворском свете и Божественных энергиях, в которых участвовал святитель, защищая священнобезмолвствующих и отстаивая идею обожения человека как конечной цели спасения. Именно преображенным нетварным светом и предстает святитель Григорий на этой иконе. Само письмо иконы светоносно: золотой фон создает сияние, в котором пребывает святой. Но особенно интересно решен лик, который буквально источает свет, он преображен светом, льющимся из глаз. Икона небольшая, написана, скорее всего, в Константинополе, была привезена на Русь, видимо, кем-то из окружения митрополита Киприана, а возможно, и им самим. Митрополит Кипринан, будучи учеником и ставленником патриарха Филофея, был последователем святителя Григория Паламы и его идеи распространял на Руси.