В Соборе святых апостолов Петра и Павла состоялись службы великопостной родительской субботы.  

30 марта Церковь первый раз в Великом посту 2024 года совершает поминовение усопших.

Родительские субботы — 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, установлены Церковью, дабы не лишить усопших своего предстательства на протяжении Святой Четыредесятницы, так как в это время невозможны рядовые ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), которые обычно соединяются с совершением полной литургии, а в Великий пост она совершается намного реже.

В этом году в субботу 3-ей седмицы будут совершены службы предпразднества Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому в Великий пост 2024 года будет только две родительские субботы.

Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Максим Черненко, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Евр.3:12–16 (зач. 309). Мк.1:35–44 (зач. 6). За упокой: 1Сол.4:13-17 (зач. 270). Ин.5:24–30 (зач. 16).

От Марка святое Благовествование

МАРК • Большая российская энциклопедия - электронная версия

 

1.35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

1.36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним

1.37. и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

1.38. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

1.39. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

1.40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

1.41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

1.42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

1.43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

1.44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Наверное, нет смысла описывать физиологическое состояние больных проказой: оно было ужасным. Но все это усугублялось тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми».

Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46).

Прокаженный должен был ходить в рваной одежде, с всклокоченной и непокрытой головой, закрытый тканью до губ, и кричать всякому встречному: Нечист! Нечист! (Лев. 13, 45). 

В эпоху Иисуса Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было другой такой болезни, которая бы настолько изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.

Мы видим как прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался: если Спаситель захочет, Он сможет очистить его. Ни один прокаженный не подошел бы когда-нибудь к ортодоксальному книжнику или раввину: он очень хорошо знал, что его прогонят, побив камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, тем самым показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.

Мы также можем поучиться у прокаженного смирению: он не требовал исцеления. Упав перед Господом на колени, он лишь сказал: если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40). В этих словах раскрывается смиренное сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается к Спасителю.

И вот такое обращение снискало благоволение Господа. Во-первых, прежде всего Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало ужасным осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного ближе чем на два метра, но простирает к нему Свою руку и касается его.

Для Спасителя в жизни существовало только одно стремление – помогать. И только один закон, – закон любви. Стремление к проявлению любви было превыше всех прочих норм, законов и уставов.

Господь Своими словами: хочу, очистись (Мк. 1, 41), а также прикосновением исцеляет прокаженного. И, по свидетельству евангелиста, после сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист (Мк. 1, 42). После этого Христос отправляет очищенного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в законе Моисея, прося никому ничего не говорить об исцелении.

Сегодняшнее евангельское чтение научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и со смиренным сердцем просить чудесного участия Господа в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе: оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божией.

По окончании Литургии была совершена панихида по всем «от века и до дне сего скончавшимся православным христианам».

ТРОПАРЬ В СУББОТУ, за умерших, глас 2

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Перевод:

Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

КОНДАК В СУББОТУ, за умерших, глас 8

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

Перевод:

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

ВПЕРЕДИ ВЕЧНОСТЬ

Смерть - одно из важнейших событий в жизни человека, как бы странно это на первый взгляд не звучало. Заканчивается всё временное, и начинается бесконечность. Всё созданное руками человека и казавшееся таким необходимым становится ненужным, ибо ни одного предмета материальной жизни не может душа взять с собой в мир духовный. Также и все социальные статусы, положения, чины, звания, успехи, оценки - всё это, с таким трудом добытое, душу к её же собственному ужасу уже не интересует. Впереди вечность, и о каких, к примеру, карьерных успехах можно думать на её пороге?

Вокруг смерти за тысячелетия существования человечества скопилось множество суеверий, панических страхов и прочей сорной, вредной информации. Но Православная Церковь хранит верное понимание этого события.

Во-первых, смерть в православном понимании это не повод к унынию. Ни один человек на Земле не рождён для того, чтобы мучиться в аду. Бог любит всех, и каждого призывает в Царствие Небесное. И шанс оказаться в этом Царстве через покаяние и Причащение есть у многих даже на смертном одре. Об этом должны помнить, радеть и молится родственники и близкие умирающего, об этом по возможности нужно думать и самому умирающему. Ведь, как повествует Евангелие, даже отъявленный бандит, каким был тот, кого распяли по правую руку от Христа, покаявшись, первым вошёл в Рай - раньше даже, чем ветхозаветные праведники.

Но даже если человек умер без покаяния, но был крещён, то Церковь может о нём молится (в отличие от людей некрещеных или самоубийц, за которых Церковь не молится). За крещённых можно подавать записки о поминовении на Литургии, за них можно молиться во время Панихиды, их можно отпевать, как христиан — это всё неоценимая помощь тем, кто уже ничего не сможет сделать для своего спасения. А за некрещеных людей их близкие родственники просто обязаны молится келейно (иными словами — в личных своих молитвах), потому, что это единственный шанс хоть что-то сделать для таких людей, ведь по горячим молитвам живых, Милосердный Господь может облегчить участь усопших.

Впрочем, как видим, у христианина бесконечно больше шансов на спасение, чем у того, кто Крещение не принял по тем или иным причинам. Не даром до сих пор Церковь сохранила традицию согласно которой любой христианин может (если конечно знает, как это правильно сделать) при желании умирающего самостоятельно крестить его, даже в отсутствие священника, ведь в этом Таинстве человек очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной — становится членом Церкви.

О том, что молитвы за усопших не имеют смысла, часто говорят разного рода сектанты. Но вот что, к примеру, об этом пишет известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман:

«…Христианство есть религия любви. Христос передал своим апостолам учение не о личном, индивидуальном спасении, но дал им новую заповедь — «любить дpyг дpyга». И прибавил: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою»… В молитве за yмеpших Церковь главным образом высказывает свою любовь.

Мы просим Бога помнить тех, кого мы поминаем (вспоминаем), а мы помним их, потому что мы их любим.

Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который — сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и разлуки».

Что же из этого следует? Мёртвым нужна молитва. Но молитва живая, произнесённая с любовью — не формальная, не просто записка церковная (передав которую, многие думают, что «дело сделано — батюшка помянет»), а именно личное желание, личное духовное усилие, личное старание христианина.  Передав записку на Литургию, хорошо и самим в этот день помолиться за службой, а не бежать скорее из храма (можно же иногда отложить важные дела ради уже почивших, любимых людей, которым именно сейчас, как никогда, нужна помощь). Хорошо также и причаститься в день поминовения усопшего близкого человека, ведь так или иначе Благодать Таинства Причащения настолько велика, что через достойно причастившегося христианина распространяется даже на умерших.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид). Для того, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, церковный Устав в этот период для поминовения усопших отводит субботы второй, третьей и четвертой седмиц. Эти дни именуются Вселенскими родительскими субботами. Помимо поминовения усопших православных христиан в отдельности, Церковь также творит поминовение всех «от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви».

В церковном богослужебном годичном круге такими днями общего поминовения считаются субботы Мясопустная и Троицкая, а также субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.
В эти дни всё богослужение превращается как бы в одну большую общую, светлую молитву о милости Божией к почившим. А там где двое или трое собираются во имя Божие — там и сам Бог. И как христианину не присутствовать на такой важной службе? Не так уж их и много в году.

Много можно писать о православном понимании смерти. Есть сложные вопросы — например, о молитвах за самоубийц и много другое. В любом случае важно понимать, что, как интернет и случайные слухи не заменят  живого общения на жизненно важные темы со знающими людьми, так не заменят они и живого общения с тем же священником по вопросу о смерти. Много суеверий (даже среди прихожан храмов), много разного рода опасных советчиков вокруг этой темы… и трудно с этим совладать человеку — особенно не очень знакомому с жизнью Церкви. И кто, как не священник подскажет? Не стоит стесняться и просить помощи у православного духовенства, когда дело касается души — и ещё странствующей по земле в живом теле, и уже переселившейся в мир иной.