Сегодня, 21.03.2024, во время вечернего Богослужения была прочитана четвертая часть Великого канона Андрея Критского, читаемая в четверг. Прочтение сего канона возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения повечерия исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.В.

Великий покаянный канон Андрея Критского — один из самых известных поэтических молитвенных текстов Православной Церкви. Он ежегодно читается в храмах в течение первых четырех дней Великого поста. Структурно ничем не отличающийся от других произведений этого жанра, канон Андрея Критского довольно тяжел для понимания, особенно с первого раза. Он написан высоким стилем, наполнен метафорами и аллегориями. Обращаясь к своей душе, автор описывает ее состояние через образы Священного Писания, вспоминает случаи глубоких нравственных падений и духовных подвигов библейских героев, имена которых далеко не у всех на слуху. Кто есть кто в каноне Андрея Критского? Разбираемся по дням.

 

Четверг

Песнь 1

В первой песни канона четверга преподобный Андрей отсылает читателя к притче о блудном сыне. У отца было два сына. Младший потребовал свою долю наследства и, получив его, ушел в дальнюю страну. Растратив вскоре все свое состояние, сын был вынужден наняться пасти свиней и был счастлив, если ему удавалось поесть то, что давали свиньям. Спустя некоторое время он раскаялся и решил вернуться в отчий дом. Он не надеялся на прощение, не претендовал на положение сына и просто хотел, чтобы отец принял его в число слуг. Но отец не просто радушно встретил сына, а еще и устроил пир в честь его возвращения. Преподобный Андрей сравнивает наследство, полученное сыном, с душевным богатством, которое он расточил в грехах и страстях. «Бога́тство душе́вное ижди́в грехо́м, пуст есмь доброде́телей благочести́вых, гла́дствуя же зову́: ми́лости пода́телю, Го́споди, спаси́ мя» (Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, испытывая голод, взываю: Источник милости, Господи, спаси меня).

Песнь 2

Во второй песни преподобный Андрей, так же как и в каноне среды, рассказывает о грешнике Ламехе. Также святой Андрей вспоминает ветхозаветную историю о строительстве Вавилонской башни. Уже после Всемирного потопа потомки Ноя пришли в землю Сеннаар и, желая прославиться, начали строить башню высотою до небес. Но Бог, видя гордыню людей, разрушил их планы. Люди вдруг стали разговаривать на разных языках и перестали понимать друг друга. В итоге строительство остановилось, а люди постепенно рассеялись по всей земле. Андрей Критский сравнивает себя со строителями башни, которые хотели человеческой славы, пошли на поводу у своих страстей, но их замыслы были разрушены Богом. «Столп умудри́ла еси́ созда́ти, о душе́, и утвержде́ние водрузи́ти твои́ми похотьми́, а́ще не бы Зижди́тель удержа́л сове́ты твоя́ и низве́ргл на зе́млю ухищре́ния твоя́» (Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения).

Песнь 3

В одном из тропарей третьей песни преподобный Андрей пишет о «священнике Божьем». Речь идет о современнике Авраама Мелхиседеке. Он жил на месте, где впоследствии был построен город Иерусалим, вел праведную жизнь и известен тем, что однажды встретил Авраама и благословил его. В христианской традиции священник Мелхиседек стал прообразом Христа. Андрей Критский называет его «Христово подобие» и призывает подражать его праведности. «Свяще́нника Бо́жия, и царя́ уедине́на, Христо́во подо́бие в ми́ре жития́, в челове́цех подража́й» (Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире).

Песнь 4

В четвертой песни повторяется тема мытаря и фарисея, которая уже затрагивалась в предыдущие дни. Преподобный Андрей, указывая на свои грехи, пишет, что сам сделал себя истуканом, исказив душу страстями. Он просит Господа принять его в покаянии, чтобы не сделаться «пищей для врага». «Не послу́шах гла́са Твоего́, преслу́шах писа́ние Твое́, Законополо́жника, но в покая́нии мя приими́ и в ра́зум призови́, да не бу́ду стяжа́ние ни бра́шно чужде́му, Спа́се, Сам мя уще́дри» (Не послушал я голоса Твоего, нарушил Писание Твое, Законодатель; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищею врага; Сам, Ты, Спаситель, умилосердись надо мною).

Песнь 5

Один из евангельских сюжетов пятой песни — исцеление Христом слепорожденного. Эта история описана в Евангелии от Иоанна. Однажды Иисус вместе с учениками встретил некоего человека, слепого от рождения. Смешав глину со слюной, Христос помазал слепцу глаза, после чего отправил его умыться в Силоамской купальне. Слепой исполнил повеление и прозрел, что вызвало удивление и трепет в народе. Возрадовавшись, слепой стал рассказывать о чуде, случившимся с ним, и об Иисусе, который его исцелил. Фарисеи же начали негодовать, так как исцеление произошло в субботу — день, в который, согласно Моисееву закону, не подобало что-либо делать. Однако слепой, несмотря на критику, остался верен Христу, за что и был выгнан из синагоги. Позже, как сообщает евангелист, он исповедовал Христа как Сына Божия и Господа. Преподобный Андрей просит у Бога, чтобы его слезы стали подобны водам Силоама, умывшись которыми, он смог бы увидеть Господа. «Силоа́м да бу́дут ми сле́зы моя́, Влады́ко Го́споди, да умы́ю и аз зе́ницы се́рдца, и ви́жду Тя, у́мна Све́та преве́чна» (Силоамом да будут мне слезы мои, Владыко Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Предвечный Свет).

Песнь 6

В шестой песни преподобный Андрей сравнивает себя с потерянной драхмой, притчу о которой мы разбирали во второй песни вторника. Женщину, которая в поисках монеты зажгла в доме все светильники, автор сравнивает со Христом, а сами светильники — с Иоанном Предтечей. Христа он просит найти в нем запятнанный грехами образ Божий. «Аз есмь, Спа́се, ю́же погуби́л еси́ дре́вле ца́рскую дра́хму; но вжег свети́льник, Предте́чу Твоего́, Сло́ве, взыщи́ и обря́щи Твой о́браз» (Я — та драхма с царским изображением, которая с древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник — Предтечу Своего, Слове, поищи и найди Свой образ).

Песнь 7

В седьмой песни упоминается царь Езекия — благочестивый правитель, который почитал Единого Бога и восстановил богослужение в Иерусалимском храме. Однажды Езекия заболел, и пророк Исаия предсказал ему скорую смерть. Это сильно опечалило царя, он горько заплакал и попросил у Господа дать ему еще время пожить. Всевышний услышал его молитвы и даровал ему еще 15 лет жизни. Преподобный Андрей сравнивает себя с Езекией, говоря, что дни его прошли как сон. Он просит продлить ему жизнь, и признает, что никто не сможет ему помочь кроме Самого Бога. «Исчезо́ша дни́и мои́, я́ко со́ние востаю́щаго; те́мже, я́ко Езеки́я, слезю́ на ло́жи мое́м, приложи́тися мне ле́том живота́. Но кий Иса́ия предста́нет тебе́, душе́, а́ще не всех Бог?» (Дни мои прошли как сновидение пробуждающегося; поэтому, подобно Езекии, я плачу на ложе моем, чтобы продлились годы жизни моей; но какой Исаия посетит тебя, душа, если не Бог всех?).

Песнь 8

В восьмой песни приводится евангельская притча о заблудившейся овце. В ней говорится, что хороший пастух, потеряв одну из ста овец, оставит девяносто девять и пойдет искать ту, которая отбилась от стада. Подобно доброму пастырю, Христос печется о каждом грешнике и не оставляет его в беде. Преподобный Андрей просит у Господа найти его, заблудившегося в своих грехах человека. Также в этой песни есть отсылка к 118-му псалму, в котором царь Давид сравнивает себя с заблудившейся овцой и просит Бога ее найти. Преподобный Андрей, подобно псалмопевцу Давиду, молится, чтобы Господь его не оставил. «Пощади́, Спа́се, Твое́ созда́ние и взыщи́, я́ко Па́стырь, поги́бшее, предвари́ заблу́ждшаго, восхи́ти от во́лка, сотвори́ мя овча́ на па́стве Твои́х ове́ц» (Пощади, Спаситель, создание Свое и, как Пастырь, отыщи потерянного, возврати заблудшего, отними у волка и сделай меня агнцем на пастбище Твоих овец).

Песнь 9

В девятой песни говорится о крестной Жертве Спасителя. Также преподобный Андрей пишет о стихийных явлениях, случившихся, как только Христос испустил дух: храмовая завеса разорвалась на две части, произошло землетрясение, камни распались, и многие мертвецы восстали из своих гробов. Эти события повергли в ужас сотника, стоявшего у распятия. Увидев происходящее, он уверовал во Христа, исповедовав его Сыном Божиим. Преподобный Андрея напоминает нам о страданиях Христа и о том, какой ценой были искуплены грехи человечества. «Тварь содрога́шеся, распина́ема Тя ви́дящи, го́ры и ка́мения стра́хом распада́хуся, и земля́ сотряса́шеся, и ад обнажа́шеся, и соомрача́шеся свет во дни, зря Тебе́, Иису́се, пригвожде́на ко Кресту́» (Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемым, горы и камни от ужаса распадались, и колебалась земля, преисподняя пустела, и свет среди дня помрачался, взирая на Тебя, Иисус, плотию ко кресту пригвожденного).