Сегодня 09.03.2024 -  2-я приуготовительная седмица к Великому посту, Вселенская родительская (мясопустная) суббота. 

Святая Церковь, посвящая заключительную подготовительную неделю перед Великим постом напоминанию о последнем Страшном Суде Христовом, установила ходатайствовать в эту субботу за всех, «от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний», особенно же за скончавшихся внезапной смертью. В синаксаре (уставном поучении) мясопустной родительской субботы говорится: «святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви».

Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев, иерей Александр Расхожев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: 1Кор.10:23–28 (зач. 146). Лк.21:8–9,25–27,33–36 (зач. 105). За упокой: 1Сол.4:13–17 (зач. 270). Ин.5:24–30 (зач. 16).

От Луки святое Благовествование:

21.8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

21.9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

21.25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

21.26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

21.27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

21.33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

21.34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

21.35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

21.36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. 

Второе Пришествие Спасителя будет предварено особыми знамениями, о которых и повествует евангелист Лука в строках сегодняшнего евангельского чтения. Господь никогда не называет конкретного времени Своего Второго Пришествия, но указывает на признаки, которые должны быть нам понятны.

Предупреждая Своих учеников, Спаситель говорит: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их (Лк. 21, 8). В этих словах Спаситель указал на лжемессий – людей, которые провозгласили себя освободителями еврейского народа.

Это произошло в 60-е годы, когда страну терзали восстания против римской власти. Различные партии зелотов, то есть ревнителей иудейской веры, захватывали власть в Иерусалиме и Иудее, а их предводители, для утверждения своего авторитета, провозглашали себя мессиями.

Необходимо отметить, что иудеи делили время на два века: век нынешний, плохой и порочный, который уже невозможно исправить, а только разрушить; и век грядущий – золотой век Божий и господства Израиля. Но между этими двумя веками, по представлениям иудеев, должен был настать День Господа – день страшной кары.

Концепция Дня Господня была одной из главных в религиозном веровании иудеев во времена Иисуса Христа; всем были знакомы эти страшные картины. Характерные особенности этого времени отражены в следующих словах Христа: И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лк. 21, 25–26). В эти дни люди будут жить беспечно, не думая о спасении души.

Не случайно Господь говорит: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21, 34–36).

Этими словами Спаситель напоминает о необходимости постоянного бодрствования: мы всегда должны быть на страже и жить под сенью вечности, готовя себя к тому, чтобы в любое время предстать перед Богом. Бодрствование предполагает наше внимание к миру и людям, которых сотворил Бог.

Строки сегодняшнего евангельского чтения еще раз напоминают нам о том, что всей Своей земной проповедью Господь говорил о Своем приближающемся Царствии, призывая каждого из нас к Себе. Будем же помнить, что только постоянное бодрствование и духовное бдение делают возможным христианину умереть для греха, постепенно восходя от силы в силу на поприще делания евангельских добродетелей, а значит, приближая себя к вхождению в Царствие Божие уже в земной жизни.

От Иоанна святое Благовествование:

5.24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

5.25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

5.26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

5.27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

5.28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

5.29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

5.30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Строки сегодняшнего евангельского чтения посвящены продолжению речи Спасителя, обращенной к иудеям. Слова Христа, приведенные евангелистом Иоанном, содержат дальнейшее откровение о власти, которую Отец отдал Сыну, и упоминание о суде, ожидающем всех людей. Вера в Спасителя как в Сына Божия и повиновение Его словам есть главное условие для восприятия истинной жизни, которая является залогом телесного блаженного бессмертия, а потому Христос указывает: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).

То есть верующий в Бога, пославшего Христа, и исполняющий Его волю прямо переходит к единению с Богом, к духовному воскресению, а значит, не подлежит уже осуждению и наследует вечную жизнь.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). В этих словах Спасителя речь идет о духовном оживлении в результате Его проповеди, так как Сын есть источник жизни, заимствованной Им от Отца.

Чтобы показать, что в обещании воскрешать мертвых нет и следа какого-либо самопревозношения, Христос говорит, что Отец дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин. 5, 27). То есть Господу принадлежит и власть суда, потому что для этого Он и стал Человеком, будучи по естеству Сыном Божиим. И эта власть Сына Божия как Судии завершится в конце концов всеобщим воскресением и праведным возмездием: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5, 28). Но чтобы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, Христос добавляет: изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло  в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Только тогда вера и бывает истинной, когда сопровождается делами.

И дабы некоторые, видя Его Человеком, не соблазнились, как видимый Человек может производить праведный суд, Господь говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30).

И эти слова Спасителя, сказанные для вразумления слушающих, указывают на равенство Сына и Отца. Он судит согласно тому, что слышит от Отца, с Которым пребывает в постоянном теснейшем общении.

Строки сегодняшнего евангельского чтения говорят о том, что без веры невозможно спастись, потому что именно на ней основывается все человеческое и духовное. Но вера мертва без дел, равно как и дела без веры. Пусть же то, что мы истинно веруем Христу, будет явлено на основании наших добрых дел во славу Божию и соблюдения Божиих заповедей.

На заупокойной ектении были помянуты все «от века и до дне сего скончавшиеся православные христиане»; сугубые молитвы возносились о приснопамятных казахстанских иерархах, о почивших священнослужителях и монашествующих, подвизавшихся в Казахстане; поминались вожди и воины на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положившие, все «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся, и все православные христиане, в земле Казахстана в вере и благочестии пожившие».

В завершение богослужения протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словом проповеди. После чего была совершена панихида по всем «от века и до дне сего скончавшимся православным христианам».

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Суббота этой седмицы называется Вселенской родительской субботой. В этот день совершается поминовение всех усопших православных христиан. Накануне в пятницу совершается вечерня и заупокойная утреня. После Божественной литургии совершается «Вселенская» панихида. Зачем мы поминаем усопших? В чем суть адских мук? Как живые могут помочь мертвым? 

Эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется неделя о Страшном суде. В этот день мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем всех вспомнить о том, что этот суд непременно будет, а пока он не произошел, мы можем молиться за своих усопших родных, чтобы облегчить их посмертную участь.

Каждого человека после смерти ожидает Частный суд, на котором он судится за все своих дурные и хорошие дела. Но этот суд еще не окончательный. Пока не наступил Страшный суд, у души еще есть возможность обратиться к Богу.

Нам кажется, что тот, кто умер, уже больше ничего не хочет и ему уже ничего не надо. Но это не так: мертвые боятся Страшного суда так же, как и живые. И вот в эту субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

Личность человека и после смерти остается такой же, какой была при жизни. Мы верим, что душа сохраняет волю, чувства, разум. Поэтому изменения души и обращение к Богу возможно и после смерти. Допустим, душа в неопределенном состоянии. Хочет ли она быть с любящими Господа или ненавидящими Его? Выбор за душой. Другое дело, что ей сложно деятельно осуществить этот выбор. Все-таки любая деятельность возможна только с помощью тела. И вот мы своими молитвами ей помогаем.

Смерть - это в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает, какова была его жизнь, соответствовала ли она Божьему замыслу. Именно это соответствие рассматривается на Частном суде, то есть на том суде, который ждет каждого человека после смерти. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу из адских мук, если сама душа этого желает. Мы читаем об этом в житиях. Например, мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи. И таких примеров очень много.

Мы с вами не можем все время молиться. Но хотя бы в эту субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить.

Что ждет человека после смерти?

Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» — яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», — повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания, прежде чем ее участь до Страшного суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы, совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Блаженной Феодоре было явление, и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. О чем же сообщает нам ее рассказ? Во- первых, о том, что частный Божий Суд после смерти человека производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, мы узнаем, за что будут судить человека, в чем заключается суд. Грехи, о которых говорила Феодора, каждый в то время мог узнать в себе.

Тропарь заупокойный, глас 8

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся́ стро́яй, и поле́зное все́м подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди ду́ши ра́б Твои́х: на Тя́ бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.

 

Перевод: Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.

 

Кондак заупокойный, глас 8

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная.

 

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.