В день Рождества Христова оканчивается сорокадневный Рождественский пост, и святки, длящиеся до сочельника Крещения Господня, отодвигают память о прошедших постных днях. Мы радуемся великим зимним праздникам, и порой кажется, что до начала Великого Поста еще много времени. Но это первое впечатление обманчиво.
Казалось, еще нет богослужений из Постной Триоди — богослужебной книги, в которой находятся богослужения Великого Поста и подготовительных недель. Да и книга эта еще лежит в шкафу на клиросе и только ждет своего часа. Еще ничего не говорит о приближающемся посте. Но вот наступает воскресение, когда мы слышим за литургией Евангельское чтение о Закхее (Лк. 19, 1-10). Богослужения Триоди начнутся позже, первый раз мы откроем эту книги в следующее воскресение, после чтения о Закхее, когда будем вспоминать притчу о мытаре и фарисее. Будет и «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…» и «На реках вавилонских…», и коленопреклонение и земные поклоны на богослужении, наконец, начнется сам Великий пост со своим особым богослужебных устройством. Но сейчас, ровно за четыре недели до начала Поста мы услышим только Евангельское чтение. Но оно настолько важно, что стоит при самом входе, в начале пути через Великий Пост к Пасхе Христовой. К каждому большому празднику Церковь готовит нас заранее — предпразднством или приготовительными неделями. Человек не может сразу перейти от одного духовного состояния к другому, поэтому задолго до настоящего подвига Поста нас призывают к размышлению о его значении.
Чтение о Закхее — это история человека, который очень хотел видеть Иисуса, но он был столь мал ростом, что окружающая Господа толпа не позволяла ему Его видеть. Но настолько было сильно желание Закхея это сделать, что он влез на дерево, стоящее на пути шествия Иисуса. Хотел ли Закхей последовать за Иисусом? Скорее всего нет, но Господь отвечает на его любопытство к Своей Личности, и входит в дом его. Это удивительная история и этот отрывок обращен именно к нам. У каждого пришедшего в первый раз в Церковь свои мотивы, иной раз они очень далеко отстоят от христианской веры. Но Господь, видя Закхея на дереве, не обличает мотивы начальника мытарей, он просто принимает его таким, какой он есть — для того, чтобы он стал таким, каким должен быть! И здесь можно вспомнить еврейского юношу Савла, который тоже начинал свою деятельность как ярый гонитель Иисуса, а стал первоверховным апостолом. Но и уже давно пришедшим в Церковь следует задуматься об этом чтении, и если вера твоя слаба, то надо залезть на дерево веры, может еще не видя самого Христа, но нужно забраться и Господь обязательно тебя увидит, а потом попросит приготовить дом сердца твоего, чтобы прийти в гости. Всякое начинаемое дело вызывает боязнь, но нужно подняться над собой и залезть. Ссадины будут, ушибы никуда не денутся, колючки вопьются, но чем выше поднимаешься, тем скорее услышишь: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19,5).